О ВЫСТАВКЕ
ВЛАДИМИР АНЗЕЛЬМ, ИЛШАТ АСКАРОВ, ТАТЬЯНА
БАДАНИНА, КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ, АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ, АЛЕКСАНДР ДЖИКИЯ,
АЛЕКСЕЙ ДЬЯКОВ, ПЛАТОН ИНФАНТЭ, АНДРЕЙ ИРЫШКОВ & АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВСКАЯ,
СЕРГЕЙ & ТАТЬЯНА КОСТРИКОВЫ, ДАРЬЯ КРОТОВА, БОГДАН МАМОНОВ, ВЛАДИМИР
НАСЕДКИН, НИКОЛАЙ НАСЕДКИН, АЛЕКСАНДР ПАНКИН, АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЁВ, СЕРГЕЙ
СОНИН & ЕЛЕНА САМОРОДОВА (т.о. "СВИНЕЦ И КОБАЛЬТ"), МИХАИЛ
РОЗАНОВ, ЛЕОНИД ТИШКОВ, ГОР ЧАХАЛ, АНДРЕЙ ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ ШУТОВ, ЛЕОНИД
РОТАРЬ, АНДРЕЙ БИЛЬЖО.
Эта выставка о Победе Советского Союза
в Великой Отечественной войне, о масштабном явлении новейшей истории,
о сложении нового героического эпоса.
В экспозиции представлено более 50 произведений
этих художников: живопись, графика, объекты, инсталляции, видео.
Основная идея экспозиции, её содержательный
план сфокусирован на Победе как феномене этого эпоса, находящего отклик
в пространстве современной культуры. Принципиальным моментом выставки
окажется не столько особенность восприятия Победы людьми, отстоящими
от неё на многие десятилетия, сколько формат сопричастности. Это не
иллюстрация конкретной истории, а скорее взгляд издалека и прямое обращение
к своей памяти в поисках идентичности, это ностальгия по Великому, попытка
реконструкции того, что, казалось бы, утрачено за годы поражений и утрат.
Именно здесь, в этом смысловом пространстве возникает новый ракурс прочтения
Победы в Великой Отечественной и последующего рывка в становлении сверхдержавы,
прорубившей "окно" уже в космос.

Прошло семьдесят лет и Победа воспринимается
как явление предопределённое, смысл и значение которого прочитывается
в исторической перспективе, с одной стороны. С другой же, качество самого
события, его значение находит закономерные аналогии с историей сакральной.
Отсюда неожиданная ассоциация библейского приговора Валтасару "Мене,
мене, текел, упарсин." (Дан. 5:25-28) с вердиктом 45-го, высеченного
нашими штыками на руинах Рейхстага.
Очень многое осталось за "кадром"
очевидности, но не подлежит сомнению связь 45-го и 61-го с их жёсткими
установками - "Дошли!" и "Поехали!" Именно эти лозунги-программы
объясняли и определяли космос нашей цивилизации, её мотивацию, историческую
орбиту, эпическое наполнение. Покорение космоса и Гагарин стали закономерным
развитием кульминации 45-го с Егоровым и Кантарией. "Гагариных"
с сорок первого по сорок пятый были миллионы. Миллионы охваченных энтузиазмом
людей, поднявших страну на недосягаемую орбиту и сотрясших "вавилонские
воды" тысячелетней амбиции нового мирового порядка.
Тема Великой Победы сложна в интерпретации
нашего поколения. Применительно к данному проекту разумнее говорить
не о теме, а об интонации Великой Победы, её свете, проступающем сквозь
суету измышлений и спекуляций, рассыпающихся в прах под "напором
стали и огня" у подножия её незыблемого монумента, укорененного
в ландшафтах мировой истории.
Эта выставка о Великой Победе, об очередной
попытке примерить на себя "шинель отца" в сегодняшнем контексте
- современным языком и новыми силами.
Открытие выставки состоится 26 мая 2015
года в 19:00.
* Последняя среда месяца - день
бесплатного посещения Российской Академии Художеств.
|