О ВЫСТАВКЕ
Проект подготовлен специально для Николаевского
зала Зимнего дворца — одного из главных парадных исторических интерьеров
музея. Выставка, подготовленная Государственным Эрмитажем и Студией
Захи Хадид (Лондон, Великобритания), представляет около 300 макетов,
чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В составе экспозиции
- экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты,
принесшие успех архитектору, и, конечно, работы последних лет, среди
которых - опера в Гуанчжоу, Китай; центр Гейдара Алиева, Баку; музей
искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский центр водных видов спорта;
башни Signature и многие другие.
Заха Хадид —
первая женщина-архитектор, ставшая одним из главных героев современной
мировой архитектуры. Она сумела превратить сложное и рафинированное
направление архитектурного «деконструктивизма» в общепризнанное актуальное
течение мировой архитектуры. Ранние «бумажные» проекты Хадид не уступают
в экспрессии и виртуозности рисунка эскизам последних лет. Сегодня Заха
Хадид равно успешна и в проектировании стадионов и центров современного
искусства, онкологических центров и жилых районов, экспериментах с дизайном
и сценографией. Любовь к русскому супрематизму, изучению которого она
посвятила многие годы, дает зрителям дополнительную возможность сформировать
свой особый взгляд на творчество Хадид.
 |
 |
Заха Хадид – не только прославленный
зодчий, но также всемирно признанный теоретик и педагог. Ее проекты
– результат скрупулезных исследований в области градостроительства,
архитектуры, дизайна, которые Заха Хадид ведет уже более 30 лет на протяжении
своей архитектурной карьеры. Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде,
Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в
1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию – знаменитую сегодня
Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того
как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид
основала собственную архитектурную мастерскую. Ее первый реализованный
проект – Пожарная станция Витра – был завершен в 1993 году. До 1987
года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации,
а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений,
включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время
архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств.
В 2004 году в стенах Государственного Эрмитажа, в Эрмитажном театре,
Захе Хадид была вручена Притцкеровская премия – высшая награда, которую
часто именуют “Нобелевской” в области архитектуры.
Специфика исследований Хадид и ее старшего
партнера Патрика Шумахера связана с зоной сопряжения архитектуры, градостроительства,
геологии и ландшафтных исследований. Проекты Хадид объединяют и рукотворные
системы и созданную природой топографию, призывают на помощь одновременно
новейшие инновационные технологии и фундаментальные принципы естественно-научных
процессов (что в первую очередь дает новый импульс и указывает альтернативный
путь цифровому проектированию и современным производственным методам).
На ранние работы Захи Хадид большое
влияние оказал русский авангард, в особенности – творчество Казимира
Малевича. Супрематические поиски нового понимания пространства нашли
свое продолжение в таких нереализованных проектах как “Пик”, “Площадь
Лестер”, “Берлин 2000”, “Томигайя”, “Тектоник Малевича”. В них уже присутствует
ключевая идея экспериментов Захи Хадид – попытка открыть путь новому
зодчеству, в котором предсказывается вся сложность, противоречивость
и изменчивость архитектуры будущего.
Манифестами подобного трудного и подвижного
пространства стали музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский
олимпийский центр водных видов спорта, центр Гейдара Алиева в Баку.
Но и в более ранних программных произведениях Хадид – Центре современного
искусства Розенталя в Цинциннати, США; Опере в Гуанчжоу, Китай, – в
архитектуре претворяются идеи новых пространственных законов, уникальной
динамики, выразительных образов будущего.
Студия Захи Хадид также остается пионером
в области предметного дизайна. Как правило, произведения появляются
в сотрудничестве с компаниями, для которых особую роль играют передовой
дизайн, революционные технологии и инженерные решения. Так появляются
на свет бесшовные поверхности и знаменитые текучие формы «космических
цветов» Захи Хадид.
В настоящее время студия Захи Хадид
ведет работу над множеством проектов по всему миру, в том числе – над
Новым национальным стадионом для Олимпийских игр 2020 года в Токио;
Институтом Слейк Рит в Пномпени, Камбоджа; жилым комплексом на 28-й
Вест Стрит в Нью-Йорке; Центральным банком Ирака и Большим театром в
Рабате, Марокко.
Выставка подготовлена в рамках архитектурной
программы проекта "Эрмитаж 20/21", призванного собирать, изучать
и экспонировать произведения XX – XXI веков.
Куратор выставки
– Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного
Эрмитажа.
В разработке концепции проекта принимали участие Заха Хадид и Патрик
Шумахер, Великобритания.
|