О ВЫСТАВКЕ
В области проблем охраны архитектурного
наследия России памятники советского авангарда попадают в зону особого
риска. Тому есть ряд причин: изначально низкое качество строительства,
осуществлявшегося в условиях военного коммунизма, неграмотная эксплуатация
сооружений на протяжении всего их существования, но главное – отсутствие
понимания истинной ценности конструктивистского наследия для отечественной
истории и культуры в стране. В то же время, культурной общественностью
признано, что советский авангард является главным вкладом России в мировую
культуру ХХ века. Проблема усугубляется отсутствием опыта сохранения
наследия 1920-х и запущенностью его состояния, грозящей обернуться необратимыми
потерями.
Белая башня в Екатеринбурге (1928–1931).
Цель выставочного проекта, инициированного
Минкультуры России - выявить и обозначить вектор государственной политики,
флагманом которой является Министерство культуры РФ, направленной на
сохранение конструктивистского наследия и его введения в мировой культурный
оборот.
Выставка демонстрирует, что защита архитектурного
наследия – это не только активность общественных инициатив, но и большая
работа государственных учреждений по принятию стратегических решений
и обеспечению их реализации. Экспозиция посвящена идеям и проектам,
вырабатываемым и поддерживаемым Министерством культуры РФ, в контексте
обзора памятников советского архитектурного авангарда не только в Москве
и Санкт-Петербурге, но и по всей России.
Дом К. Мельникова в Кривоарбатском переулке
в Москве (1927–1929).
В фокусе внимания выставки 5 конкретных
примеров: Дом К.
Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве (1927–1929),
Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре (1932), Гараж для грузовых
машин на Новорязанской улице в Москве (1929–1931), Драматический театр
в Ростове-на-Дону (1930–1935), Белая башня в Екатеринбурге (1928–1931).
Выбранные примеры относятся к практике
последних лет, наиболее наглядно демонстрирующей подходы к решению проблем
конструктивистского наследия и инструменты, при помощи которых удается
их решать. Наиболее традиционный путь - финансирование реставрации памятника
без изменения его функции выделением целевых средств федерального бюджета
(Театр в Ростове-на-Дону); музеефицирование памятника с его последующей
научной реставрацией (Дом Мельникова в Москве) – становится закономерным
развитием традиционной практики, когда проблема сохранения памятника
требует его превращения в музей; в последние годы с успехом продвигается
подход, подразумевающий использование памятника под новую культурную
функцию с соответствующим приспособлением (Фабрика-кухня в Самаре);
более масштабный подход предлагает новое использование памятника с приспособлением
под мощную культурную функцию, влекущую регенерацию всей прилегающей
территории (Гараж на Новорязанской улице в Москве); наконец, поддержка
местных инициатив, направленных на спасение памятника, выделением из
государственного бюджета целевого гранта (Белая Башня в Екатеринбурге)
также является инструментом, позитивно влияющим на судьбу памятника.
Гараж для грузовых машин на Новорязанской
улице в Москве (1929–1931).
Информационные партнеры: Архи.ру, Портал
Архсовета Москвы, Tatlin, Archplatforma, Architime, Радио Россия, Радио
Культура, URBAN magazine
Открытие выставки состоится
29 апреля 2015 года в 19:00.
|