На вопросы отвечает Анна Нистратова, куратор выставки.
- Расскажите, чем интересен нижегородский стрит-арт.
Что это за явление и почему вы решили делать выставку в Москве?
- Нижегородское уличное искусство - уникальное явление, которое сильно
отличается от стрит-арта остальной России и всего мира. Здесь образовалась
сплоченная группа уличных художников, которая всего за несколько лет
успела добиться очень многого. Все они начинали подростками, сначала
просто рисовали граффити, "бомбили" (разрисовывали стены
- прим. ред.), делали надписи. А сейчас уже делают настоящие произведения
искусства. Мы решили привезти их работы в Москву, чтобы рассказать
про нижегородский стрит-арт как явление. О нем мало кто знает за пределами
тусовки.
- На такое стремительно развитие как-то повлияло городское пространство?
- Да, конечно. В Нижнем Новгороде очень интересная городская атмосфера
- много старых домов, деревянной архитектуры. Видимо, сам город воздействовал
на художников: они престали делать граффити, то есть рисовать шрифты,
и перешли к очень интересным фигуративным формам.
- Как вы отбирали работы для показа?
- При подготовке такого рода выставок всегда возникает вопрос: как
показывать уличное искусство в галерее? Но наши художники с самого
начала работали не только на улице, но и в традиционных техниках:
живопись, графика, шелкография, роспись по дереву. Поэтому мы решили,
что те работы, которые можно привезти, покажем в оригинале. А росписи
больших городских объектов - стен, башен - в фотографиях. Так будет
видно не только само произведение, но и контекст улицы, в котором
оно находится.
- Вы показываете уличное искусство в закрытом пространстве галереи.
Не вызывает ли это диссонанс?
- Я не вижу конфликта в том, чтобы выставлять уличных художников в
галерее. Обе среды естественны для искусства.
- Авторы, представленные на этой выставке, как-то вписаны в "официальную"
городскую жизнь? Например, в Москве уличных художников часто приглашают
оформлять будки во дворах, стены котельных. Среди тех, кто находится
в андеграунде, это считается дурным тоном, но зато такие заказы приносят
деньги.
- Нет, те, кого мы показываем, никак не вписаны официальную повестку,
они рисуют без разрешения властей, но с согласия жителей домов. Естественно,
трудно придти в чужой двор и начать рисовать, но обычно с жителями
удается договориться. Люди в Нижнем Новгороде очень лояльно относятся
к художникам.
- Это необычная ситуация. Во многих городах уличным художникам, наоборот,
вызывают полицию.
- Да, это уникальная ситуация, для которой есть свои причины. Дело
в том, что в Нижнем Новгороде существует огромная проблема деревянной
архитектуры. Памятники деревянного зодчества уничтожаются: их сносят,
сжигают. Именно поэтому жители обычно не против рисунков на домах.
Логика такая - граффити сделает дом заметным объектом, и его будет
сложнее уничтожить. Таким образом, стрит-арт защищает архитектуру.
- Какие художественные группы участвуют в выставке?
- Здесь несколько авторов, работающих индивидуально, и несколько групп.
Команда "Той", например, состоит из двух человек - Севы
и Ерора, коллектив "Muddlehood" из четырех - в него входят
Андрей Оленев, Яков Хорев, Антон Мороков и Федор Махлаюк. Из тех,
кто работает отдельно, у нас представлены Никита Nomerz, Андрей Дружаев,
Вова Чернышев и Артем Филатов. Но все наши художники знакомы между
собой, рисуют или рисовали вместе. Их трудно назвать единой группой,
но это одно достаточно сплоченное сообщество.
- Качество работ очень высокое. У участников выставки есть художественное
образование?
- Нет, ни у кого из них нет художественного образования. Только практика.
Обычно они начинали как хулиганы, а со временем стали настоящими художниками,
способными создать удивительные вещи. Вообще те авторы, у которых
есть уличный опыт, гораздо свободнее обращаются с пространством. В
их работах больше внутренней энергии, потому что они изначально нацелены
не на куратора, критика или коллекционера, а на анонимного зрителя.
Это фундаментальная разница между современными художниками, выставляющимися
в галереях, и представителями уличного искусства.
- Что вы как куратор выставки можете сказать о специфике нижегородского
стрит-арта: художники чаще используют стену как холст или дополняют
архитектурные объекты, исходя из их формы?
- В Нижнем Новгороде как раз часто идут от специфики объекта, и это
одна из отличительных черт нижегородского стрит-арта. Город, видимо,
оказал решающее влияние на художников, которые просто отказались от
традиционных форм граффити. Граффити процветает во всем мире, но оно
везде примерно одинаковое. Если вы приезжаете в Берлин, в Каир или
в Москву, то видите на стенах одно и тоже. Нижний Новгород настолько
богат интересными объектами, что они сами диктуют, что рисовать. Например,
наш художник Никита Nomerz стал рисовать лица на зданиях. Он начал
с лица на водонапорной башне, и эта работа сделала его известным во
всём мире. Его произведения входили в сотню лучших работ мирового
стрит-арта, причём неоднократно. Работы Никиты - хороший пример того,
как объекты могут в прямом смысле слова обретать новое лицо.
Команда "Той" работает в своеобразной примитивной манере.
Они настоящие современные бытописатели. Кто-то из художников, как,
например, Андрей Оленев, создают свой собственный мир - философский
и немного отвлечённый. Все показанные в Москве художники очень разные,
и у каждого есть своё лицо, но, тем не менее, нижегородский стрит-арт
- это цельное явление.
- Как вы видите развитие стрит-арта как искусства? Оно выросло из
маргинальной среды и вначале считалось вандализмом. Прошло не так
много времени - и объекты выставляется в галереях. Каким будет развитие
этого вида искусства?
- Трудно сказать. Все очень быстро поняли, что стрит-арт и граффити
- хороший и дешевый способ преобразования публичного пространства.
Это не только российская, но и мировая тенденция. Сегодня художников
приглашают делать большие стены, менять облик городов. Этот процесс
будет продолжаться и дальше. Это называется паблик-арт, он всегда
существовал, но в разных видах. В Советском союзе это были большие
мозаики, а сейчас расписанные фасады.
Что касается нелегального направления стрит-арта и граффити, то, думаю,
оно никуда не денется. Ведь это самый демократичный вид искусства.
У тебя никто не спрашивает ни диплома, ни подтверждения твоих заслуг.
Нужно только обладать достаточной смелостью, чтобы выйти на улицу
и начать рисовать - это акт воли конкретного человека, одна из форм
протеста против общества, поэтому всегда будут люди, которые рисуют
только нелегально.
Конечно, многие уже давным-давно совмещают эти направления. Тот же
Бэнкси - прекрасный пример большого автора, который выбрал улицу как
медиа-пространство для своих робот. Но он так же хорош и в музее.
У нас есть Миша Мост, московский художник, который очень успешно совмещает
работу на улице и нелегальный бомбинг с серьёзными выставками в галереях
Лондона, участием в биеннале современного искусства. Здесь всё зависит
от художника, его внутренней энергии и выбранного пути.
На вопросы отвечает Андрей Оленев, художник, участник
группы "Muddlehood",
арт-директор нижегородской галереи современного искусства "ТОЛК".
- Как вы пришли к стрит-арту? Вы застали переход граффити
от вандализма к искусству?
- Граффити - это рисование надписей различными шрифтами, стрит-арт
- фигуративные рисунки на стенах. Я как раз один из тех немногих художников,
которые никогда не были граффитчиками. То есть я никогда не рисовал
аэрозолем, не был в этой субкультуре, а сразу вышел на улицу с кистями
и краской - в моём случае это краска на водной основе. Если ты рисуешь
на улице, ты в любом случае общаешься с граффитчиками, соприкасаешься
с этой средой, но сам я в этом жанре никогда не работал - только уличное
рисование, стрит-арт.
- Насколько большая в Нижнем Новгороде тусовка стрит-артистов?
- Не очень большая, человек десять. Но зато это уникальное сообщество,
которое очень тесно общается между собой. В общем, все мы и представлены
на этой выставке.
- Есть какое-то противостояние тех, кто рисует то, что хочет, и тех,
кто сотрудничает с властями города?
- Конечно. У нас есть художники, которые вышли из граффити и сейчас
занимаются только коммерческой деятельностью - зарабатывают деньги
заказами. Но это не стрит-арт, это оформительская деятельность или
паблик-арт.
- Между вами есть какое-то противостояние?
- Мы просто не общаемся. Они сами по себе - мы сами по себе.
- Для вас стрит-арт это хобби? Он не приносит дохода?
- Нет, конечно. Если ты просто берешь краску и рисуешь на улице, то
какой доход это может принести, кроме морального удовлетворения? У
каждого в нашем сообществе свои источники дохода, и они совсем не
всегда связаны с искусством. У меня как раз связаны - я работаю арт-директором
галереи современного искусства "ТОЛК". Так что я на этой
выставке не только как автор, но и как представитель организации-партнера.
- Какие здания вы предпочитаете?
- У нас в городе много уникальной деревянной архитектуры, и лично
я работаю практически только с ней. Бывают, конечно, и кирпичные,
и бетонные стены, но в основном дерево - это интересные объекты, и
их иного.
- Как используется стена - просто как холст, или вы обыгрываете форму
здания, расположение окон?
- Конечно, обыгрываем. Я очень люблю работать "под место".
То есть сначала иду на объект, делаю фотографии, готовлю наброски
- и только потом прихожу рисовать.
- Влияет ли фактура материала на краски и сюжеты?
- Да, конечно. Это как раз очень интересно. Дерево впитывает краску,
и после дождя может случиться что-то невообразимое. Кроме того, с
домами происходят самые разные вещи: они горят, перестраиваются, перекрашиваются.
Иногда приходишь и видишь, что твой рисунок сохранился на половину
- остальная часть дома переложена. Так это искусство продолжает жить
после того, как ты сделал свою работу, и обрастает новыми смыслами.
- Вы как-то следите за судьбой домов, на которых есть
ваши рисунки: фотографируете, протоколируете?
- Разумеется. На самом деле, все сосредоточено в центре, поэтому ты
волей-неволей наблюдаешь за жизнью своих рисунков. Конечно, мы снимаем
свои работы и выкладываем в интернет: и сразу после завершения, и
спустя какое-то время, если с ними произошло что-то интересное.
- Сколько по времени живёт рисунок?
- Это невозможно предсказать. Может прожить день, а может и несколько
лет. Например, у нас сесть проект outdoors - мы вывешиваем картины
в нишах зданий или старых рамах, оставшихся от каких-нибудь досок
объявлений. Эти работы пропадают за считанные часы - люди забирают
их домой.
- Бывает, что в работу вмешиваются правоохранительные органы?
- В Нижнем Новгороде к рисункам относятся лояльно: я ни разу не был
в полиции. Бывало, конечно, что меня прогоняли, но я просто возвращался
через два часа и дорисовывал. Когда люди видят, что создаётся продуманная
работа, и цель ее - не вандализм, то относятся спокойно.
- Что будет с уличным рисованием как направлением?
- На этот вопрос невозможно ответить. Могу только сказать,
что и в этой области появляются новые технологии. Сейчас, например,
иногда крепят на стены конструкции, чего не бывало раньше, или пускают
видеопроекции.
|