О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
Авторский цикл лекций Дарьи Николаевны
Воробьевой — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника
сектора искусства стран Азии и Африки ГИИ, старшего научного сотрудника
Научного отдела ММОМА, преподавателя МГХПА им. С.Г. Строганова.
Начало лекций в 19:00.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
15 октября
- Рождение пещерной архитектуры Индии. Ранние
буддийские чайтьи и вихары.
Появление пещерной архитектуры
в Индии связано с именем могущественного императора Ашоки из
династии Маурья, объединившего большую часть территории страны
под своим владычеством. Самый первый храм был создан для секты
адживиков, после чего возникают и буддийские монастыри. В ранней
архитектуре четко видны прототипы создаваемых ранее построек
из дерева: в нее были перенесены основные конструкции не сохранившихся
до нашего времени деревянных построек. На лекции речь пойдет
о первых буддийских монастырях Карли, Бхаджа и Питалкора, особенностях
архитектуры, связанных с культовыми практиками и жизнью монашеской
общины, а также скульптурном архитектурном декоре – основных
сюжетах и их значении.
|
22 октября - Аджанта – буддийская
пинакотека Древней Индии.
Время сооружения Аджанты относится к расцвету пещерного зодчества.
Сооруженный в середине V века при могущественном правителе Харишене
из династии Вакатака вокруг более ранней чайтьягрихи (I в. до
н.э.) комплекс из 29 пещерных храмов, поражает зрителя обилием
росписей, которыми покрыты не только стены и потолки, но и скульптура.
Сцены из джатак и жизнеописания Будды, изображение райской обители
Индры и разнообразных небесных существ, тщательно выписанные
и многоцветные, были выполнены с помощью натуральных минеральных
красок. На лекции речь пойдет об архитектуре, сюжетах скульптурных
композиций и росписей Аджанты, особенностях истории как самого
комплекса, так и его изучения.
ВНИМАНИЕ! ЛЕКЦИЯ СОСТОИТСЯ В
АНФИЛАДЕ ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ МУЗЕЯ, ЗАЛ №7
|
29 октября -
Скальный комплекс Мамаллапурама.
Махабалипурам сейчас – это маленький городок или даже поселок
на юге Индии в штате Тамил-Наду. В древности же этот населенный
пункт был важным портовым городом правящей династии Паллава. Память
о тех славных временах хранят лишь памятники монолитной архитектуры
и скульптуры – первые примеры дравидийской или южноиндийской архитектурной
традиции. На лекции будет рассмотрена не только известная группа
Пяти ратх, носящих имена героев Махабхараты братьев Пандавов,
но и другие подобные сооружения, например, Ганеша ратха, пещерные
храмы, высеченные внутри огромных валунов, а также более традиционные
– созданные в склонах горных отрогов. Будут проанализированы основные
сюжеты скальных рельефов пещерных построек, а также трактовки
знаменитого “Нисхождения Ганги или Тапаса Арджуны”.
|
5 ноября - Храм
Шивы на острове Элефанта – пещерное жилище божества.
Концепция храма
как земной обители божества, заложенная в основе индуистской архитектуры,
раскрывается в древнеиндийской литературе и в данной лекции будет
раскрыта на примере храма, находящегося недалеко от Бомбея. Многочисленные
рельефы, покрывающие стены сооружения, рассказывают истории из
жизни Шивы, в которых он предстает то как примерный семьянин,
то как разгневанный воитель, сражающийся с асурами. В их расположении
– иконографии храма — присутствует определенная логика, которая
и будет прослежена в ходе лекции. Также речь пойдет и о знаменитом
рельефе Трехликого Шивы – Тримурти, на котором божество представлено
в трех разных ипостасях. Будет рассмотрена и одна из научных точек
зрения, согласно которой ликов Шивы – четыре, и последний находится
в стене, имея свое значение.
|
12 ноября - Пещерный
комплекс Бадами. Вишнуитские и джайнские сюжеты.
Созданный в правление династии Ранние Чалукьи, в VI веке, храмовый
ансамбль одной из столиц империи состоит как из пещерных, так
и из сложенных из камня храмов. Сюжеты украшающей его скульптуры,
пронизанной мотивами вишнуитской мифологии – аватары Вишну в виде
Варахи (Вепря), Нарасимхи (Человеко-льва), Ваманы и других существ,
несут в себе множество отсылок к эпохе правления династии. Помимо
этого, в комплексе есть и джайнские храмы, на особенностях иконографической
программы которых также будет сделан особый акцент.
|
19 ноября - Ансамбль
храмового комплекса Эллоры.
Растянувшийся
практически на два километра скальный комплекс Эллоры, расположенный
в Центральной Индии, в штате Махараштра, состоит более чем из
100 пещерных храмов. Они делятся на три группы: на юге расположены
буддийские храмы, на севере – джайнские, в центральной части –
индуистские. Сосуществование в пределах одного комплекса храмов
трех основных религий раннесредневековой Индии, с одной стороны,
является уникальной особенностью комплекса, а с другой, в целом
отражает местную культурную ситуацию. В самом центре ансамбля
Эллоры находится уникальный памятник мировой архитектуры, представляющий
вершину развития скального зодчества – монолитный, высеченный
из массива скалы тридцатиметровый храм Кайласанатха, строительство
которого длилось более одного столетия.
|
Стоимость билетов:
Лекционный билет - 200 руб.
Льготный лекционный билет - 100 руб.
Абонемент на весь цикл лекций - 1050 руб.
Билеты поступают в продажу за час до
начала лекции.
|