|
Сергей Кузнецов: Россия в Венеции сделала акцент на культуру, а не экономию |
|
||||||||
|
||||||
Откликнувшись на призыв куратора Алехандро Аравены показать, как архитектура может решать не только художественные, но также политические, социальные экологические задачи, участники 15-й Международной архитектурной биеннале говорили в основном об экономии, борьбе с кризисными явлениями, строительстве массового жилья. Экспозиции большинства стран получились максимально простыми и экономичными, сходу давая понять посетителям, что пришло время сфокусироваться на архитектуре чрезвычайных ситуаций, когда имеешь дело с жестким дефицитом времени и ресурсов.
В этом смысле экспозиция Российского павильона, посвящённая ВДНХ, оказалась в стороне от общего тренда. Однако, она как нельзя лучше отвечает на запрос биеннале про "репортаж с линии фронта", считает Сергей Кузнецов. "Культура города определяет в большей степени его границы, чем административные и физические барьеры, и во время подготовки к биеннале нам казалось, что отвоевание культуры со знаком "плюс" у культуры со знаком "минус" является той линией фронта, которая сейчас проходит в архитектуре, по крайней мере в российской. Биеннале продемонстрировала, что есть некая противофаза взглядов продвинутой европейской общественности и взглядов внутри России. Когда у нас была гонка за дешевым, массовым жильём, строились «хрущевки» и появлялись спальные районы, вся Европа была озабочена улучшением качества жизни. Сейчас, когда мы сделали ставку на комфортабельность, стали развивать городские пространства, занялись благоустройством, реализовываем такие культурно-развлекательные проекты как ВДНХ, в других национальных павильонах представлены идеи вроде коммунального общежития, сборных домов и прочего".
Действительно, тема доступности жилья оказалось для многих стран животрепещущей. Испанцы, экспозицию которых жюри признало лучшей среди национальных павильонов, предложили различные варианты того, как осваивать долгострои, и рассказали, как заставить служить повседневным нуждам совершенно не приспособленные для этого пространства. А в Великобритании, например, жилищный кризис в крупных городах достиг таких масштабов, что люди вынуждены арендовать малогабаритные квартиры, не имея возможности купить собственную. На экспозиции британцы представили концептуальные прототипы жилищ: надувные дома-шары, деревянные жилые ячейки, которыми можно заполнить старые большие квартиры, квартиры с общими для всех жильцов шкафами, кухнями и прочим. "Уверен, если бы сегодня выставились на биеннале наши архитекторы с проектами 60-х годов, здесь был бы настоящий фурор. Такие максимально упрощенные районы вроде Новых Черемушек у нас уже построены, мы в них живем и вовсе не считаем привлекательными. С точки зрения эстетических ценностей и понятия о комфорте, это пройденный этап. Европу в таком масштабе это не коснулось, поэтому они готовы искать прелесть в пустырях и городских окраинах", - отмечает Сергей Кузнецов.
Можно констатировать, что у России свой собственный цикл развития архитектуры, в котором нашлось место как социальному жилью, так и национальной широте. "Почему так мало архитектуры на архитектурной биеннале я и сам, честно говоря, не понимаю. Мы старались прежде всего насытить пространство Российского павильона красотой, потому что контакт с архитектурой должен доставлять визуальное наслаждение. Наша идея была в том, чтобы продемонстрировать важность не квадратных метров, а ценность городской культуры. Ведь, если обеспечить тех же мигрантов жилыми ячейками, проблема культурных различий не будет решена. ВДНХ – это такая огромная объединяющая платформа, здесь есть музейно-выставочные пространства, парк, развлечения, образовательные элементы, прекрасная архитектура. Город серьезно вкладывается в развитие ВДНХ именно для того, чтобы повышать средний уровень общегородской культуры, объединять людей", - рассказывает главный архитектор.
Создатели выставки расположили экспозицию на двух уровнях. Первый зал встречает гостей горельефом Вутетича, который был случайно обнаружен в одном из павильонов ВДНХ во время реставрации. Второй зал посвящен истории и показывает отдельные артефакты советского времени, воссозданные группой молодых скульпторов. Среди них – статуи девушек из фонтана "Дружба народов", скульптура быка из павильона "Мясная промышленность", уменьшенная копия "Рабочего и колхозницы". На втором этаже представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной ВДНХ. Кураторы хотели показать масштаб и красоту комплекса во все времена года, поэтому видео пришлось снимать целый год. Также на верхнем уровне посетители могут зайти в "Кабинет исследователя" и "Лабораторию", где 12 студентов из нескольких стран под руководством урбаниста Винсента Гуайарта разрабатывали возможные сценарии развития ВДНХ. "Кабинет исследователя" – это зал, где 90% экспозиции делалось вручную, тем самым показывая, что есть место и новым идеям, и традициям. В "Лаборатории" мы представили план ВДНХ в виде материнской платы, что должно показать наше сегодняшнее отношение к территории ВДНХ, в частности, и к профессии архитектора вообще. Архитектура сегодня – это не работа застывших форм, это профессия, постоянно находящаяся внутри в процесса. У зданий есть hardware, жесткая основа, и софт, который его подпитывает и наполняет смыслом", – поясняет Кузнецов. Отвечая на вопросы критиков относительно коммунистической идеологии ВДНХ, кураторы просят не связывать выставку с каким-то возрождением советского прошлого, а воспринимать ансамбль исключительно как архитектурный шедевр и достойный пример преобразования городской среды. Сергей Кузнецов: "Итальянцы гордятся архитектурой времен Муссолини, хотя не питают никакой симпатии к самому диктатору. Когда мы познакомили Алехандро Аравену с темой нашей экспозиции, он пришел в восторг от того, что у нас есть такое удивительное пространство, и мы придумали, как использовать его с умом. Да, можно сказать, что отчасти это реклама ВДНХ, но реклама, как известно, – двигатель прогресса". |
||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||