Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

В каких городах живут самые креативные люди планеты

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Издательство "Манн, Иванов и Фербер" выпустило обновленное издание книги "Креативный класс. Люди, которые создают будущее" Ричарда Флориды, в которое вошли 5 новых глав, посвященных глобальному влиянию креативного класса и тому, как и за счет каких факторов меняются современные рабочие места, районы и города.

 
 

Раньше многие люди довольствовались тем, что работают в одном месте, ездят куда-нибудь в отпуск, время от времени катаются на лыжах, отдыхают на природе или отправляются в другой город в ночной клуб или на какое-либо культурное мероприятие. Но за последнее десятилетие все изменилось. Почему люди, особенно талантливые представители креативного класса, у которых имеется много возможностей, предпочитают жить в определенных местах? Что притягивает их в одни места, а не в другие? Ричард Флорида провел исследование в более чем 100 странах мира и описал в книге "Креативный класс", где предпочитают жить и работать талантливые люди, какие города ждет бурный рост, а какие — забвение.

Новая роль городов

Переезжая в другие места, креативные люди не руководствуются традиционными соображениями. Ученые, изучающие городское и региональное развитие, уже давно обратили внимание на роль городов как инкубаторов креативности, инноваций и новых отраслей. Известно, что процветают именно те города и городские агломерации, которые привлекают человеческий капитал.

Города — это не просто вместилище для умных людей, а благоприятная инфраструктура, в которой устанавливаются связи, создаются сети контактов и образуется принципиально новое их смешение.

Участники исследования Ричарда Флориды утверждали, что при выборе места жительства учитывают не только возможности для трудоустройства, но и образ жизни. Многие из них рассказывали, что отказались от предложений о работе или решили не искать ее там, где не было того, что им необходимо: музыкальной среды, искусства, технологий, определенных видов спорта на открытом воздухе и тому подобных вещей. Некоторые вспоминали, что в свое время они или их друзья приняли предложение о работе по экономическим причинам, но затем уволились и переехали в другой город в поисках более подходящего образа жизни. Все чаще встречаются люди, которые переезжают куда-то ради определенного образа жизни и только после этого начинают искать работу.

Как города стимулируют креативность

Однако города не просто притягивают к себе креативных людей и обеспечивают благоприятную среду или экосистему для проявления креативности, но еще и стимулируют ее. Ведущий специалист по психологии креативности Дин Саймонтон считает, что это происходит двумя способами.

Во-первых, города играют решающую роль в развитии творческого начала. Будущие творческие личности должны еще в юности и раннем периоде взросления видеть примеры креативности и общаться с наставниками. "Этот этап обучения неизбежно происходит в городской среде, поскольку там выше вероятность встретить наставника", — пишет Саймонтон. "В действительности, — добавляет он, — исследования, посвященные проблеме развития талантов, позволяют определить, какому количеству исключительно одаренных людей приходится переезжать в городские агломерации после достижения определенного уровня интеллектуального или художественного развития".

Во-вторых, креативность нуждается в культурной неоднородности: ее усиливает раннее погружение в среду, которой свойственно разнообразие и борьба идей, благодаря чему в зрелом возрасте человек обретает способность осуществлять культурное "скрещивание", или взаимное обогащение идеями. И в этом случае вероятность такого развития событий выше в городах, где есть "образовательные и культурные учреждения, необходимые для формирования "новой породы"", не говоря уже об изобилии постоянно меняющихся объектов для наблюдения.

Когда креативному человеку не удается найти решение проблемы, он на какое-то время откладывает поиски и начинает заниматься повседневными задачами. В этот период он подвержен воздействию различных стимулов, вызывающих определенные ассоциации. Саймонтон пишет, что при наличии достаточного количества времени «один из путей, возникших под воздействием стимулов, может привести к решению проблемы». Это и есть момент озарения.

"Совершенно очевидно, что в городской среде гораздо больше, чем в сельской, стимулов, способных вызвать различные ассоциации. Городская среда, в отличие от сельской, представляет собой целый мир, в котором много разных языков, культур, религий и стилей жизни".

Глобальный охват

Креативный класс насчитывает 300 миллионов работников в 82 странах. Хотя Соединенные Штаты Америки лидируют по общей численности креативного класса, они занимают всего лишь 27-е место по относительной доле креативного класса — 35 процентов от общей численности рабочей силы. В странах с самыми высокими показателями доля креативного класса в общей численности рабочей силы приближается к 50 процентам.

Первое место занимает Сингапур, где этот показатель составляет 47,3 процента; далее следуют Нидерланды (46 процентов) и Швейцария (45 процентов). Австралия занимает четвертое место: доля креативного класса составляет в этой стране 44,5 процента. Большая доля креативного класса имеет место также во многих скандинавских странах и странах Северной Европы: в Швеции (43,9 процента), Бельгии (43,8 процента), Дании (43,7 процента), Финляндии (43,4 процента), Норвегии (42,1 процента) и Германии (41,7 процента). Канада, в которой 40,8 процента рабочей силы принадлежит к креативному классу, занимает 12-е место. Из стран, которые находятся на этапе стремительного экономического развития (Бразилия, Россия, Индия и Китай), Россия занимает 20-е (38,6 процента), Бразилия — 57-е (18,5 процента), а Китай — 75-е место (7,4 процента).

Качество места

Термином "качество места" Ричард Флорида обозначает уникальную совокупность характеристик, которые определяют место и делают его привлекательным. В большинстве случаев качество места определяется тремя факторами.

  • Что там есть: сочетание искусственной среды обитания и естественной окружающей среды; надлежащие условия для творческой жизни.
  • Кто там есть: люди разных типов, которые поддерживают взаимодействие друг с другом и показывают, что любой человек может поселиться и обустроить свою жизнь в этом месте.
  • Что там происходит: активная уличная жизнь, культура кафе, искусство, музыка и люди, которые предпочитают активный отдых, — все это вместе создает энергичную, волнующую, креативную атмосферу.

Качество места можно кратко описать как совокупность взаимосвязанных впечатлений. Многие аспекты качества места, например уличная жизнь, носят динамичный и интерактивный характер. Вы можете быть здесь не просто зрителем, а принимать активное участие. Правильный город позволяет менять впечатления по своему усмотрению: выбирать нужные вам впечатления, повышать или снижать уровень их интенсивности — в общем, самостоятельно создавать их, а не просто потреблять. Если вам нужна уличная суета — вот она, рядом, но в то же время есть возможность укрыться от нее у себя дома или в другом спокойном месте, отдохнуть в городском парке или даже отправиться за город.

Формирование уличной культуры

Причина привлекательности культурной среды для креативного класса состоит в том, что не нужно самому быть художником, писателем или музыкантом: если вы приходите на открытие художественной выставки или какое-нибудь событие в ночном клубе, где у вас есть возможность пообщаться с художниками или любителями искусства, это стимулирует ваши творческие способности в гораздо большей степени, чем посещение музея или концертного зала, где вам вручают программку и вы просто наблюдаете за происходящим как зритель. Участники фокус-групп и интервью говорили, что отдают предпочтение уличной культуре не в последнюю очередь потому, что это позволяет им соприкоснуться не только с произведениями искусства, но и с их создателями.

Такую культуру называют уличной, поскольку она формируется, как правило, на определенных улицах, где сосредоточено много разных мест для проведения досуга. Это могут быть кафе, рестораны и бары, в которых не только предлагают еду и напитки, но еще и устраивают представления или выставки, художественные галереи, книжные или любые другие магазины, небольшие и средние театры для показа фильмов, или живых постановок, или и того, и другого, а также самые разные гибридные заведения: библиотека, в которой есть кафе и небольшой театр, или галерея со студией и живой музыкой. Обычно такие заведения расположены в помещениях с большой террасой на улице или переоборудованных помещениях, ранее использовавшихся для других целей.

Энди Уорхол говорил, что он ходит в рестораны не только для того, чтобы поесть.

Подумайте о том, какие ощущения вызывает прогулка по улицам Нью-Йорка или другого города. В воздухе витает тонкий аромат приключений, и человек осознает, что в жизни есть много разных возможностей.

Место имеет важнейшее значение для счастья и благополучия человека. Мы люди, а не боги, а значит, не можем создавать что-то из ничего. Для нас креативность заключается в процессе синтеза, а для того чтобы творить и синтезировать. Город с большой долей креативного класса способен дать новые впечатления и стимулы для развития.

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru