Изначально авторы хотели включить в карту много больше объектов,
и непременно сделали бы это, но тогда карта либо попросту не уместилась
бы в лист, либо все объекты пришлось бы сделать слишком маленькими.
Карта "Новая Москва" является не первым совместным проектом
студии Baklazanas и Центра авангарда библиотеки "Просвещение
трудящихся" на тему защиты памятников авангарда. Предыдущая совместная
работа - серия плакатов в защиту Шуховской башни (проект получил награду
Red Dot Communication Design Award, 2015).
В том или ином виде в своих работах студия Baklazanas обращается
к теме русского авангарда постоянно. Один из последних проектов –
иллюстрации к фильму об Осипе Мандельштаме "Сохрани мою речь
навсегда" режиссера Ромы Либерова (проект получил серебряную
награду European Design Awards, 2016). Когда карта только была в проекте,
Таганская АТС еще стояла на
месте, а о сносе квартала "Погодинская" ходили только смутные
слухи. Несмотря на то, что конструктивизм – единственное
абсолютно новаторское архитектурное наследие нашей страны, из которого
берут начало вся современная мировая архитектура и графический дизайн,
– он постепенно уничтожается городскими властями.
Сейчас множество памятников конструктивизма либо уже снесены, либо
находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, не имея никакого
охранного статуса, либо уничтожаются случайными пожарами, чтобы на
их месте возникли очередные безликие торговые центры и жилые дома,
либо под видом реконструкции перестраиваются до неузнаваемости и заменяются
новоделом.
В 1920-е года шел бурный процесс формирования новой предметной среды
и нового образа жизни. В нашей карте мы также попытались, используя
стилистику и визуальный язык того времени, отобразить этот "прорыв
в новое", когда город в целом
стал своеобразной лабораторией, где формировались новые средства выразительности
и новый язык, активно развивались
плакат, реклама, книжная продукция, сферы городского дизайна, связанные
с праздничным оформлением улиц, агитационные
текстиль и посуда, и т.д.
Основной метафорой, карты стала уличная агитационная установка. Такие
установки были особенно популярны в 1920-е
годы. Главной задачей их проектировщиков было создание яркого художественного
образа, имеющего агитационное содержание.
При разработке карты "Новая Москва" авторы поставили себе
несколько задач:
- cделать предмет, в котором бы воплотилось их вдохновение архитектурой
русского авангарда. Карта, как признание в любви и агитирующая за
любовь к авангарду;
- впервые охватить и показать на одной карте существующие в Москве
объекты в пределах МКАДа, что оказалось весьма
нелегкой задачей;
- привлечь внимание к данному направлению в архитектуре доступными
визуальными средствами, поскольку весьма печально осознавать, что
авангард несколько недооценен на своей родине, в России;
- создать предмет поистине конструктивистский и агитационный, подразумевающий
рациональную оправданность всех элементов и исповедующий принцип
целесообразности, когда любая свободная поверхность стала нести
на себе некую идеологическую нагрузку и агитирует за сохранение
памятников авангарда.
Создатели карты надеются, что конструктивистская карта "Новая
Москва" станет не только сувениром для любителей авангарда, но
и поможет привлечь внимание к проблеме варварского уничтожения памятников
авангарда в Москве и сохранить то, чтоеще возможно сохранить.
Формат карты 70х100 см. Карта отпечатана ограниченным тиражом на
немецкой дизайнерской бумаге методом шелкографии.
При создании использованы шрифты Юрия Гордона и тексты Алексея Гастева
из книги стихов "Пачка ордеров" (1921). Углы карты украшают
стилизованные медальоны на тему эликтрификации, индустриализации,
сельского хозяйства и воздухоплавания.
Презентация карты "Новая Москва" пройдёт в Центре авангарда
библиотеки "Просвещение трудящихся" 5 ноября 2016 года.
В рамках презентации создатели карты, управляющий директор студии
Baklazanas Саша Куценко и креативный директор
Ирина Горячева, расскажут о процессе работы над проектом - от возникновения
идеи до ее осуществления и о дальнейших
планах по развитию проекта "Новая Москва". Директор Центра
авангарда библиотеки "Просвещение трудящихся" Александра
Селиванова расскажет об особенностях отношения к советскому архитектурному
наследию в Москве.
Центр авангарда библиотеки "Просвещение трудящихся"
Дизайн-студия Baklazanas
|