|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
Высотное строительство, экологичность и традиции деревянного домостроения: "Зодчество-2017" – юбилей под знаком качества |
|
||||||||
|
|||||||||||||||
Зародившийся в эпоху перемен и обновления пространства страны фестиваль с самого начала стал играть важнейшую роль в качественном переосмыслении окружающего мира. Поэтому на юбилейном "Зодчестве-2017" организаторы решили поговорить именно о качестве в архитектуре, сформулировав лозунг фестиваля – "Качество сейчас. Пространство и среда".
Церемония открытия началась с того, что Президент Союза архитекторов Николай Шумаков зачитал приветственное слово Президента РФ В.В. Путина, в котором Владимир Владимирович отметил новаторство и свежесть идей конкурсных работ фестиваля, а также заметил, что проекты, представленные на "Зодчестве", конструктивно решают проблемы развития пространства, благоустройства территорий и повышения качества жизни людей. В открытии фестиваля также приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлияров, Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, Президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, Главный архитектор Московской области Михаил Хайкин, Почетный президент союза архитекторов России, основатель фестиваля зодчество Юрий Гнедовский и многие другие.
"Архитектура – это и есть качество. Если архитектура не пробуждает в человеке никаких чувств, то это не архитектура. Фестиваль зодчество в этом смысле играет потрясающую роль индикатора ситуации. Я бы назвал выставку "Россия сейчас", потому что архитектура – это зримый образ нации" – отметил Александр Кудрявцев вице-президент Российской академии строительства.
"Тема качества не может оставить равнодушным никого. Именно поэтому мы и решили сделать ее главной на юбилейном фестивале. Мы хотели показать не только традиционные качества: создание проектов и их реализацию, но и раскрыть более широкий смысл этого понятия и поговорить о качестве среды, в котором участвуют все стороны строительного процесса. Ведь парадокс заключается в том, что каждый участник этого процесса заинтересован в качестве, только каждый понимает его по-своему. Администрация отвечает за качественное управление и отчетность о введении новых проектов, девелоперам важно организовать качественные продажи, строителям важно качественно успеть закончить работы в срок. И только архитектор сохраняет видение общей цели, конечного результата и способен объединить ради достижения этого результата разнонаправленные интересы всех остальных участников. Объединить, чтобы достигнуть интегрального, целостного качества городской среды" – подытожил куратор фестиваля Андрей Асадов.
На фестивале было представлено десять кураторских проектов. Особо хотелось бы остановиться на проекте "Эталон качества", куратором которого стала Елена Петухова. Это попытка определить критерии оценки качества, найти основополагающие образы, осознанно или подсознательно принимаемые за эталон. Нескольким ведущим архитекторам было предложено не только поразмышлять на эти темы в рамках интервью, видеозаписи которых демонстрировались на выставке, но и найти для своих идей материальное воплощение.
Созданные участниками арт-объекты, художественные инсталляции, различные артефакты были помещены в каркасные кубы, войдя в которые зрители как бы заглядывали в сознание автора, чтобы лучше понять систему образов, вдохновившую его на создание собственного "эталона качества". Все работы были собраны в своеобразном музее, который можно было посетить на фестивале.
Одним из самых запоминающихся здесь стал стенд, созданный Валерией Преображенской и Левоном Айрапетовым (TOTEMENT/PAPER). Его авторы убеждены, что "качество, отличающее архитектуру, – не имеет визуального выражения" и выразили свое понимание эталона с помощью звуков, которые зрители могли послушать с помощью специальных устройств.
Остальные проекты: "Небоскребы", "Москва высотная", "Медиа-архитектура", "Пецунде – 50. Качество сейчас", "Идеальный город", "Новые центры Москвы", "Школа главных архитекторов", "Приметы городов", "Территориум", также освещали те или иные аспекты качества. Ознакомившись с их экспозициями, посетив их презентации, круглые столы и мастер-классы, можно было узнать, какие новые качества могут привнести в современные российские города небоскребы; как можно оживить свой город через культуру, пространство, коммуникации вместе с сообществом живых городов; какие новые приметы городов отличают их друг от друга; какими новыми образовательными методиками можно наполнить свой багаж знаний в качестве альтернативного образования и даже какими качествами может обладать идеальный город.
Традиционно одним из самых интересных мероприятий для студентов и молодых архитекторов стал открытый диалог с мастерами архитектуры, которые с удовольствием делились своим опытом.
Как проявить себя в мире архитектуры? Как найти свою нишу на рынке? Как совместить работу и учебу, не упустив при этом что-то важное в своем образовании? Какие тренды актуальны сегодня в архитектуре? На эти и многие другие из "100 вопросов арихитектору" отвечали признанные профессионалы: заслуженные архитекторы России Юрий Земцов, Олег Рыбин, Елена Григорьева и почетный архитектор России Александр Селеменов. Все они сошлись на мнении, что в начале карьерного пути эффективнее всего набраться опыта в хорошей мастерской, а уже после этого отправляться в "свободное плавание" и открывать свое дело. И конечно же, важно не забывать о конкурсах, где молодые специалисты могут проявить свои таланты и показать себя.
Кроме того, все участники фестиваля могли посетить многочисленные лекции, семинары, конференции, дискуссии и круглые столы, где можно было узнать о создании комфортных общественных пространств, модульных решениях в строительстве, экологичных технологиях в архитектуре, перспективах деревянного строительства, стратегиях городского развития, особенностях развития городов в постгородскую эпоху и многом другом. Тематика деловой программы была настолько интересной и разнообразной, что порой было сложно сделать выбор, какое именно мероприятие посетить, хотелось быть в нескольких местах одновременно. Операторы ARCHITIME.RU, выступившего традиционно стратегическим инфо-партнером мероприятия, сняли 2 интересные лекции на "Зодчестве" для нашего образовательного видео-раздела и одноименного youtube-канала. Одна из лекций, организованная издательством DOM Publishers (Берлин), была проведена американским историком культуры Николасом Фокс Вебером. Николас, будучи автором уникальной по глубине биографии книги "LE CORBUSIER, A Life", рассказал о проектах Ле Корбюзье в Москве и о непростых отношениях архитектора с руководством СССР. Он дал возможность слушателям окунуться в жизнь и творчество гения архитектуры и раскрыл ранее неизвестные подробности его биографии. Видео лекции вскоре выйдет на АРХИТАЙМ. Также мы сняли дискуссию, посвященную важной для всех архитекторов теме - защите авторских прав в нашей профессии. В дискусси приняли участие Я. Усов, В. Логвинов, Ю. Щеглов и другие спикеры. Видеозапись также вскоре появится на нашем канале.
В этом году количество регионов, представивших свои архитектурные проекты, увеличилась практически вдвое по сравнению с прошлым фестивалем. Всего их было пятнадцать: Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Хабаровский край, Республика Коми, Краснодарский край, Московская, Сахалинская, Нижегородская, Вологодская, Волгоградская, Челябинская, Ростовская, Томская и Белгородская области. Собственно большую часть экспозиции выставки занимали именно региональные стенды.
Один из членов жюри смотра-конкурса "Регионы России", руководитель Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Марина Ракова отметила, что участие в жюри – это ценнейший опыт и сложнейшая работа: "Выбирать было очень сложно. Пятнадцать регионов, десятки проектов. Такие разные подачи и такие разные смыслы. Многие ожидали, что мы увидим историю про комфортную среду. Но большинство регионов показали нам градостроительные работы, которые являются основой качества жизни не только сейчас, но и в будущем, для последующих поколений". Собственно по многообразию представленных на конкурс проектов действительно можно составить представление об архитектурном облике нашей страны. Петербуржцы поделились своим опытом проведения архитектурных конкурсов и общественной оценки архитектуры, Томская область представила программу возрождения деревянного зодчества, многие этапы которой уже реализованы, Ростовчане рассказали о проекте строительства линейного парка вдоль реки Тимерник, Московская область посвятила свой стенд реализации социальных программ, Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы рассказал о строительстве парка "Зарядье", редевелопменте территории ЗИЛ, Трумфальной площади, реконструкции спорткомплекса "Лужники" и модернизации столичных домостроительных комбинатов. Эти и многие другие проекты были отмечены золотым знаком смотра-конкурса "Регионы России" в различных номинациях. По итогам конкурса "Экоустойчивая архитектура" золотой знак вручили Татьяне Дуловой и Евгению Щербакову за реконцепцию проекта ТРЦ "Атлас-парк" в г. Жуковском. А золотой знак в номинации "Творческие архитектурные коллективы и мастерские" получило Архитектурное бюро Сергея Скуратова. В общей сложности в рамках фестиваля были подведены итоги девяти конкурсов.
Премия им. Владимира Татлина в номинации "Реставрация и реконструкция" была вручена проектной группе "Риедер" за проект реконструкции Форта "Батарея Северная № 7" в г. Крондштате. В этом проекте заказчики и разработчики преодолели многие стереотипы, ведь здесь нет классического здания, классической территории, здесь практически нет стен и нет фасадов и, тем не менее, проект интересный и самобытный.
Российскую национальную архитектурную премию "Хрустальный Дедал", которая является гран-при фестиваля, по номинации "Многофункциональные градостроительные ансамбли и комплексы" получило архитектурно-строительное бюро "Ингмар" за построенный в Санкт-Петербурге Спортивно-развлекательный комплекс и яхт-клуб. Обладатели премии в своем ответном слове сказали, что воспринимают это достижение, как аванс для будущих удачных построек.
Эта устремленность в будущее всегда являлась отличительной чертой фестиваля с первых дней и до нынешнего двадцатипятилетнего юбилея. В этом году организаторы высоко подняли планку качества, и теперь лишь остается ждать "Зодчества-2018", чтобы увидеть какой шаг вперед будет сделан. В том, что это произойдет, нет никаких сомнений. ----------------------------------------- |
|||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||