|
"Инсталляция как ключ-камертон для пространства". Интервью Екатерины Поповой |
|
||||||||
|
|||||||||||||
Вот, например, одна из самых известных в мире инсталляций — “Зачатки”, она создана в Мексике, в городе Пальмитас, расположенного в районе Пачука. Вообще, Мексика — удивительная страна, бедная экономически, но при этом богатая на потрясающих художников и невероятные проекты. Так вот, авторы инсталляции, по сути, сделали арт-объектом весь город: раскрашено 209 домов, оформлено 20 тыс. кв. м посадок, в проекте участвовали 453 семьи — почти 2000 человек. И самое главное — в результате снизился уровень насилия среди молодежи, практически упал до нуля. Вот что я называю изменением пространства — это потрясающий эффект. Я на своем опыте, опыте работы на различных фестивалях, могу сказать, что такое включение местных жителей в создание арт-объектов меняет представление людей о мире, в котором они живут, делает их творцами, а не разрушителями. Это очень целительный социальный эффект. Или вот инсталляция Патрика Мерфи для картинной галереи Уокера в Ливерпуле: яркие фигуры голубей на балконе. Вроде бы, простая идея — но как она сразу меняет пространство! Я думаю, для осенней Москвы подобное решение стало бы отличным способом поднять настроение горожан, отвлечь от подступающей серости и грязи. Помимо инсталляций, трансформирующих восприятие окружающего пространства, есть и объекты, чей смысл — заставить людей задуматься. Например, эта инсталляция была создана после аварии на атомной электростанции Фукусима. Целое поле людей в защитных костюмах напоминает о неоднозначной теме ядерной энергии, заставляет задуматься о последствиях прогресса. Немного о том, как инсталляция помогает экологии и поднимает туризм. Вот работа британца Джейсона Тейлора, созданная в Карибском море, недалеко от Канкуна. Любопытно, что Мексика изначально не выделяла средств на инсталляцию, так что Тейлор продал собственный дом и начал работать над проектом на вырученные деньги. Эффект был практически моментальный — со всего мира поехали люди, и вот тогда уже был выделен бюджет на продолжение проекта. Помимо туристического бума, инсталляция без преувеличения берет на себя функции полуразрушенных коралловых рифов — объекты быстро обрастают всякой морской живностью, привлекают рыбок. Эта инсталляция в лондонском Гайд-парке — практически исключение из правил. Обычно я не приветствую зеркала в ландшафтном дизайне, в природном окружении, но здесь получается настоящий аттракцион: заблудиться и внезапно встретить самого себя — это может быть очень интересно! Мне нравится, когда помимо символической нагрузки, арт-объекты приносят городу практическую пользу. Вот, например, моя работа — набережная в Татарстане, в городе Нижнекамске. Проект называется “Красный ключ” — вход на набережную, красная дорожка, переходящая в корабли: они как бы символически проходят через скважину. И под ключом — специальное место для замков, которые так любят вешать молодожены и просто влюбленные горожане. Когда замки висят повсюду, хаотично, это, честно говоря, скорее портит место, чем украшает, поэтому хорошо, если для этих символов отводится специальное место. Вот я и придумала в проекте такое место для “замков любви”. На самом деле, даже детали могут здорово оживить городские пространства, если сделаны продуманно и талантливо. Вот, например, кормушки для птиц, сделанные бюро “Чобан и Кузнецов” — чем не произведение искусства? А вот разноцветные скворечники — когда я их делала, некоторые смеялись: какая птица будет жить в таком? Они и близко не подлетят! Но нет — повесили скворечники, и через год ни одного пустого не было! Кстати, пара слов о работе с природными объектами — обычно об этом дизайнеры не очень распространяются, может быть, потому что видят своей задачей создать классный проект, но не долгоиграющий проект. Если брать не только малые формы, кормушки, скворечники, надо обязательно иметь в виду, что срок жизни инсталляций на природе очень небольшой! Потом природа берет свое: на объектах заводится всякая живность, начинает поедать дерево и т.п. Когда я первый раз увидела, во что превращаются такие объекты, сразу сказала: “Снимайте и больше никогда не вешайте!” Это касается и металла, и даже вязаных объектов. Вообще, всегда стоит думать о том, как будет жить объект, где у него уязвимые точки, что может сломаться в процессе эксплуатации и т.п. Но вообще, работать с природой — это очень здорово. У меня есть идея — делать городские дворы настоящими природными территориями: весь этот асфальт и камень, особенно в современных микрорайонах, он так угнетает. Отличным решением могут стать модульные сады — такие объекты интересны, функциональны, они настолько самодостаточны, что сразу собирают пространство вокруг себя. Выглядываешь в окно, выходишь во двор — и смотришь не на панельные многоэтажки, а в центр этого маленького сада. На мой взгляд, конкурс АРТ_ЭКО развивает у его участников очень важное умение – как при помощи различных приемов и инструментов ландшафтного дизайна можно обыгрывать и изменять реальные общественные пространства без радикальной перестройки. Изменяй, сохраняя. Это именно тот формат, который подходит природным территориям Москвы. ----------------------------------------- СОПУТСТВУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||