|
От жемчужных фасадов до Титаника.
|
|
||||||||
Новые световые технологии - диоды, современное проекционное оборудование, пульты дистанционного управления - упростили жизнь архитекторам и дизайнерам. В наши дни трудно удивить стометровым экраном для проекций в Буддийском дворце в китайском Уси или инсталляцией из серебряных светоотражающих зеркал на Римском акведуке. Ее сделали в прошлом году в рамках Международного года света, объявленного ЮНЕСКО. Освещение других архитектурных и дизайнерских проектов тоже стало более разнообразным. Рассказываем о современных технологиях подсветки и пространствах, в которых их используют.
Светодиодные панели потребляют мало энергии и позволяют добиться ровного освещения практически на любой поверхности. Они могут быть разного размера - от нескольких сантиметров до 2-3 метров в длину (при толщине меньше 1 см) и любой формы: квадратной, треугольной, многоугольной. Производитель сделает панель вида, который вам требуется, под заказ. В зависимости от количества диодов, панели светят ярче или слабее, цвет тоже варьируется - от белого разной температуры до полной цветовой палитры. Известные архитекторы используют это оборудование в разных проектах - например, Рем Колхас сделал с их помощью ключевую точку сити-молла в голландском городе Алмере. Светящаяся лестница "Красное сердце" над входом на нижние этажи торгово-развлекательного центра - одновременно инсталляция, притягивающая глаз, и балкон, с которого удобно смотреть на здания торгового центра.
Панели часто применяют для освещения фасадов и входных групп магазинов и бутиков. Самый масштабный проект в этой области - оформление магазина "Диор" на Манхэттене. На фасаде здания и колоннах при входе разместили более 450 лайтбоксов разного размера и формы. Светодиодные поверхности подсвечивают вход в магазин Vince Camuto на 34-й улице Нью-Йорка, их выбрали, чтобы подчеркнуть входную группу здания Bloodstone - офисного центра, расположенного в районе доков Дублина. В оформлении витрин внутри торговых площадок панели тоже уместны: в том числе ими подсвечены корнеры в британских шоурумах Watches of Switzerland.
Нужно придумать свет для выставки в музее? В этом светодиодные поверхности тоже могут помочь. Пример - экспозиция Музея эволюции человека в испанском Бургосе. Подложенные под тексты и экспонаты диоды делают их очень заметными, а главное - освещение получается идеально ровным, без бликов и теней.
Еще интереснее технологию применили на выставке в Музее библейского искусства в Нью-Йорке - там панели поместили под витражи Тиффани. Оказалось, что светодиоды подчеркивают их изображения даже лучше, чем естественный свет. Витражи подсвечивают с помощью панелей не только в музеях. Это сделали в Церкви св. Франциска на Манхэттене - до реставрации святые там были едва видны, так как внешний свет закрывал построенный неподалеку небоскреб. Другой пример церкви с диодной подсветкой витражей - собор Св. Иоанна в Колд Спринг Харборе, штат Нью-Йорк. Его реновировали в 2013 году по проекту архитектора Томаса Вентуреллы, панели установили не только под изображениями на окнах, но и под другими декоративными деталями.
Требуется подсветить скульптуру или арт-объект? И здесь пригодятся светодиодные панели. Архитектор из Миннесоты Джеймс Гарретт сделал с их помощью инсталляцию "Автобусная остановка будущего" - проект призван показать, что остановки могут стать полезными для велосипедистов в городах, где для них не хватает другой инфраструктуры. А руководство бизнес-колледжа при Технологическом университете Техаса сочло диоды достаточно продвинутым материалом, чтобы использовать их в верхней части подсветки композиции "Наш бизнес - изменять мир", установленной перед входом в здание колледжа.
Современные прожекторы стали мощнее и компактнее. Нескольких диодных светильников, габариты которых не превышают пяти дюймов, достаточно, чтобы осветить сцену в театре или подчеркнуть идеально черным цветом белые поверхности на выставке. В больших пространствах тоже иногда используют много небольших прожекторов - например, Музей автомобилей Петерсона в Лос-Анджелесе подсветил свою экспозицию с помощью 850 диодных светильников мощностью 3400 люмен. Получилась выставка с тысячами подчеркнутых деталей, при том что само оборудование практически незаметно. А в некоторых залах лучи света выполняют вполне осмысленную функцию: они имитируют ночное звездное небо.
Освещение картин в музеях - нелегкая задача. Подчеркнуть изображение так, чтобы не появились блики, непросто, но в галерее Тейт с этим справились. В прошлом году музейную премию IK Prize выиграла выставка Tate Sensorium, в которой использовались звуковые эффекты, 3D-печать и другие технологичные новшества. Традиционные картины на плоскости в экспозиции тоже были. В подготовке выставки участвовал световой дизайнер Цис О'Бойл. Он разместил под картинами диодные прожекторы разной световой температуры, и они позволили высветить нужные детали без бликов.
Компактные диодные прожекторы используют на модных показах - например, недавно с их помощью выстроили освещение Недели мужской моды в Торонто. Их применяют на спортивных мероприятиях. И, разумеется, без качественного света не обходятся в арт-школах - он помогает развивать у будущих художников колористическое видение. В число арт-институций с современным освещением входит высшая художественная школа Опелика в Алабаме. Там используют прожекторы, позволяющие показать ученикам предметы в полной цветовой палитре.
Состоявшиеся художники иногда дополняют диодное освещение вполне традиционными светофильтрами. Известный светодизайнер Маурици Гинес недавно использовал их в представленной в Барселоне инсталляцию Llumversació, цель которой - показать, как меняет объекты проходящий через них свет.
А британская художница Лиз Вест в этом году сделала для Биеннале в Бристоле проект "Наш цвет": с помощью светофильтров офисное здание превратилось в площадку для психологического эксперимента. Посетители бродили по пространству из ярчайших цветов: для кого-то повышающих настроение, а для некоторых - резких и раздражающих, где они искали наиболее комфортный уголок.
Фестивали, парки развлечений и торгово-развлекательные центры трудно представить без световых проекций. Современное оборудование позволяет делать эти проекции необычными ровно настолько, насколько хватает фантазии у дизайнеров. Часто используют так называемую "гобо" технику: перед источником света устанавливают стеклянный или стальной фильтр с рисунком, через который проецируют изображение. Гобо проекторы совершенствуются, они становятся мощнее и потребляют все меньше энергии. Их можно использовать как на улице, так и внутри помещений - например, для подсветки музейных экспонатов или рекламы в торговых центрах. С помощью двух движущихся фильтров можно добиться впечатляющих результатов, например - колеблющейся с 3D-эффектом воды. Датский светодизайнер Йеспер Конгшауг создал такую проекцию для Национального аквариума "Голубая планета" в Копенгагене. Посетители музея будто погружены в море, в котором плавают рыбы-хищники.
Сходного эффекта добились авторы Музея Титаника в Белфасте - в его помещениях тоже возникает эффект погружения в океан. Создать подводную среду на открытых пространствах
тоже можно - это сделали авторы "Ривер Парка" в Сантьяго. А соавторы из трех архитектурных бюро, создавшие торговый центр Сити Крик - этот проект стал частью большой программы по ревитализации центра Солт Лейк Сити, - выбрали проекции, напоминающие тени деревьев. Покупатели в центре чувствуют себя так, словно оказались в лесу.
Проекции не обязательно должны быть сложными.
Простые гобо рисунки тоже могут производить эффект. Вращающиеся гобо
в виде опалов в прошлом году стали украшением светового и музыкального
фестиваля Vivid Sydney в Сиднее. А еще простые проекции используют
в дизайне мебели и бытовых предметов. Недавно дизайнер Тай Пин в соавторстве
со стрит-арт художником Полом Кертисом (он же Moose) создал гобо интерактивную
коллекцию ковров. Коллекция называется Revive. Ковры продаются вместе
с декорированными под мебель источниками освещения - по сути, это
готовые интерьеры для отелей, казино и конференц-центров. ----------------------------------------- |
|||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||