ОБ ЭКСКУРСИЯХ
"Москва глазами инженера" запускает новый
цикл экскурсий по московскому метрополитену. Посетители рассмотрят подземку
с трех сторон: оценят архитектурные особенности, узнают инженерные хитрости
и обратят внимание на промышленный дизайн.
15 сентября
в 19:00
Цикл откроет экскурсия - "Как читать
архитектуру метро".
Московское метро – самое красивое в мире. Однако, его архитектура –
не только услада для глаз, но и мощный ключ к пониманию истории города
и страны. Метро стало как бы архитектурным кодом всего XX века московской
архитектуры. Участники экскурсии разгадают архитектурный код метрополитена
на примере самых важных станций 1930-50-х: "Маяковской", "Театральной",
"Лубянки", "Площади Революции", "Комсомольской"
и других. Гиды расскажут, где под землей можно найти запоздалые следы
авангарда, почему в метро прижился стиль ар-деко и какие смыслы содержит
архитектура подземки.

На экскурсии вы увидите:
- авангардные эксперименты на первой очереди – вестибюль станции "Красные
ворота" и все, что осталось от первоначального облика "Лубянки",
- шедевры ар деко 1930-х – "Маяковская", "Театральная"
и "Площадь Революции",
- драматическая история строительства метро в военные годы – "Новокузнецкая"
и "Павелецкая",
- кольцевая линия как венок боевой славы – "Таганская",
"Курская" и "Комсомольская",
- возвращаемся к мирной жизни и изобилию на станциях "Проспект
мира" и "Новослободская".
А еще вы узнаете:
- почему станции московского метро должны были стать подземными дворцами,
- где в метро можно найти запоздалые следы архитектурного авангарда,
- что такое ар деко и почему этот стиль так прижился в московском
метро,
- как мозаики "Новокузнецкой" прибыли в Москву из блокадного
Ленинграда,
- и, наконец, вы научитесь "читать" архитектуру метро и
понимать, какие за ней стоят смыслы.
Организационные моменты:
- для этой экскурсии вам потребуются две поездки на метро.
Продолжительность: 2 часа, начало в 19:00
Место встречи: внутри вестибюля м. "Красные ворота" на внутренней
стороне Садового кольца.
Окончание экскурсии: м. Маяковская.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
НА ЭКСКУРСИЮ
23 сентября
в 17:00
Вторая экскурсия цикла - "Внимание
к деталям. Промышленный дизайн московского метро".
В центре внимания - детали первых станций: светильники, вентиляционные
решетки, знаки навигации, эмблемы. Посетители узнают, за счет чего дизайн
преодолевает ощущение подземелья, как входы в метро выделялись в городской
среде и какими были первые московские турникеты.

С начала 30-х годов архитекторы активно участвуют в оформлении зданий.
Создается особая архитектурная мастерская, участники которой создавали
предметы интерьера для самых важных общественных помещений. И одним
из важнейших объектов для них стало Московского метро. Станции метро
создавались как законченные произведения искусства. В них все должно
было быть продумано: осветительные приборы, вентиляционные решетки,
знаки навигации и даже киоски для продажи газет и напитков. Многие из
этих произведений промышленного дизайна 1930-1940-х годов все еще украшают
станции метро. Их и будем изучать на этой экскурсии.
На экскурсии вы увидите:
- Станции первой, второй и третьей очереди Московского метро: "Библиотека
имени Ленина", "Охотный ряд", "Театральная",
"Площадь Революции", "Бауманская", "Электрозаводская".
- Сохранившиеся до наших дней детали оформления станций 30-40-х :
светильники, указатели, эмблемы, вентиляционные решетки.
- Фотографии и эскизы, показывающие не осуществленные или утраченные
элементы промышленного дизайна.
А еще вы узнаете:
- Как средствами промышленного дизайна архитекторы преодолевали ощущение
подземного пространства?
- Какими были первые модели поездов, турникеты, билеты, киоски для
продажи газет и газированной воды?
- Как выделялись входы в метро в городской среде?
- Какие функции выполняли станции метро во время Великой отечественной
войны?
- Как менялся стиль московского метро в 30-40-е годы?
Организационные моменты:
- Для этой экскурсии вам понадобятся поездки на метро.
- Для лучшей слышимости мы раздадим вам радиогиды. Если вам будет
комфортнее в ваших собственных наушниках – возьмите их с собой.
Продолжительность: 2 часа, начало в 17:00
Место встречи: у памятника Ф.М. Достоевскому, рядом с Российской Государственной
Библиотекой.
Окончание экскурсии: м. "Электрозаводская".
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
НА ЭКСКУРСИЮ
30 сентября
в 19:00
Третья экскурсия цикла - "Есть метро.
Великая подземная стройка".
На экскурсии вы рассмотрите метро как школу советских инженеров. Только
один московский грунт заставил инженеров придумать новые техники устройства
тоннелей. Эти и другие хитрости метростроевцев лучше всего выяснить
на примере красной ветки, которую проложили самой первой.

Многие признают: московское метро — самое красивое в мире! Метро стало
настоящей школой советских инженеров и стимулом для развития инженерной
мысли. Заглядывая за красоту мраморной отделки, мы увидим сложный процесс
строительства. Только один московский грунт заставил потрудиться инженеров
и применить новые техники устройства тоннелей — замораживание грунта,
битумизация, тоннель в кессоне. А сколько еще вопросов пришлось решить!
Самой "экспериментальной" была первая очередь — красная ветка.
Вот она и расскажет нам секреты строительства и устройства метро.
На экскурсии вы увидите:
- Станцию "Кропоткинская", и разберете здесь методы строительства
метро.
- Станцию "Библиотека имени Ленина", чтобы узнать, как устроена
вентиляция.
- Станцию "Охотный ряд", где узнаете о том, зачем надо было
сделать из метро подземный дворец.
- На станции "Лубянка" узнаете о том, что такое проходческий
щит и как наши метростроевцы собрали его без инструкции.
- На станции "Чистые пруды" поговорите о том, как работало
метро в годы войны и что было на разных станциях.
- На станции "Красные ворота" разберетесь, как происходит
заморозка грунта.
- На станции "Комсомольская" поговорите о том, какие аварии
случались на строительстве метро и как их предотвращали.
А еще вы узнаете:
- Как могло бы выглядеть московское метро, если бы его построили еще
до революции.
- Какими новыми методами строительства инженеры победили слабые московские
грунты.
- Как выглядел московский метро (именно в мужском роде) 70 лет назад.
Организационные моменты:
- Хотим обратить ваше внимание на то, что экскурсия проходит в общедоступных
местах метрополитена, мы не заходим в тоннели и технические помещения.
- Для лучшей слышимости мы раздадим вам радиогиды. Если вам будет
комфортнее в ваших собственных наушниках – возьмите их с собой.
Продолжительность: 2 часа, начало в 19:00
Место встречи: м. Кропоткинская, в центре зала станции метро. У красно-синей
стойки информации.
Окончание экскурсии: м. Комсомольская.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
НА ЭКСКУРСИЮ
|