О ВЫСТАВКЕ
Архитектура. Обреченные на оптимизм" представляет собой своеобразную
мастерскую обобщенного героя-архитектора, вечно стремящегося к нахождению
баланса между художественным идеалом и прагматикой. Титана, приговоренного
профессией к продлению будущего. Такое решение продиктовано честным
отношением к невозможности демонстрации самой архитектуры "во плоти",
которая занимает свои места в разных поселениях в случае реализованности
или же остается эфемерной идеей в голове автора. Потому зрителю предложено
знакомиться не с объектами как таковыми, а с образом мышления архитектурой.
"Тема русской архитектуры поднимается в "Заре" впервые,
но мы подошли к этому вопросу с особым вниманием, - отмечает главный
куратор ЦСИ "Заря" Алиса Багдонайте. - Находясь в Приморье,
в большом отдалении от исторических культурных и экономических центров,
глядя на городской ландшафт, мы видим себя не в Азии, где располагаемся
географически, а в классическом постсоветском пространстве, где находимся
ментально. Через архитектуру городов и стран всегда проступает политический
и экономический разговор. Нам интересно говорить об архитектуре не только
как о социальном документе, но и как о важнейшем искусстве, произведениям
которого мы доверили нашу повседневность".
Для знакомства выбраны наиболее известные отечественные творцы и множество
форм: живопись, графика, концептуальные макеты и мокапы, текстовые манифесты
и инсталляции, рабочие чертежи и т.д.

Павел Пеперштейн, "Падающий небоскреб". Холст, акрил. Собрание
ММОМА
Сценарий выставки по-своему дидактичен - она последовательно пересказывает
историю русской архитектуры XX века и начала XXI. Им, как полным дисбаланса,
противопоставляется эталонный случай архитектора-самоучки, аристократа
и дипломата, палладианца Николая Львова, жившего в эпоху Просвещения.
Старинные гравюры и чертежи позволят не только насладиться идеальной
графикой той эпохи, но и увидеть то, насколько равноценным автор считал
стройность колонн храма и гармонию проекта теплицы, устройство печи
и дома, ею отапливаемого.
Нивелирует дидактику калейдоскоп героев, к чьим работам обращается
выставка. Тут - работы Александра Родченко, Ильи Чашника, Эля Лисицкого
и Павла Пеперштейна, предоставленные Московским музеем современного
искусства, а также такие авторы, как Константин Мельников и Александр
Бродский, Евгений Васильев и Леонид Павлов, авторский коллектив Московского
дворца пионеров и архитектурное бюро "Проект Меганом".
"Московский музей современного искусства не в первый раз сотрудничает
с ЦСИ "Заря". Хочется отметить, что для нас как для одного
из ключевых столичных музеев не менее важно поддерживать единый художественный
ритм страны, поэтому сотрудничество с регионами - одно из важнейших
направлений деятельности ММОМА. Дальний Восток прочно утвердился в российской
музейной практике как один из интереснейших центров искусства, со своими
течениями, процессами и участниками, - комментирует исполнительный
директор ММОМА Василий Церетели. - Проект "Архитектура. обреченные
на оптимизм" призван познакомить региональную российскую публику
с различными этапами формирования русской архитектуры и фигуры архитектора
ХХ-XXI веков. Экспозиция будет представлена зрителю в виде мультимедийного
проекта, в который войдут уникальные архивные материалы, инсталляции,
макеты, живопись и графика архитекторов, а также работы художников,
осмыслявших архитектурный опыт, которые хранятся в государственных музеях
и частных коллекциях. Для нас очень важно, что в экспозиции будут представлены
работы из собрания ММОМА, такие звезды, как Александр Джикия, Эль Лисицкий,
Павел Пепперштейн. Не менее важно, что выставка будет сопровождаться
обширной просветительской программой, в рамках которой пройдут встречи
с архитекторами, мастер-классы, экскурсии, кинопоказы и лекции, призванные
не только шире познакомить публику с тематикой проекта, но и способствовать
укреплению местного коммьюнити".
 |
 |
Эль Лисицкий, "Проун". Бумага, карандаш.
Собрание ММОМА
|
Александр Джикия. Дерево, зеркало, гипс,
нитроэмаль, тонировка
|
Важная особенность экспонатов выставки заключается в том, что каждый
служит инструментом осмысления иного произведения, расположенного ли
где-то на просторах России, оставшегося ли лишь в воображении создателя,
но в какой-то момент выраженного в действительности из настоящих материалов,
в конкретных контекстах, до самой последней арматуры.
Отдельный тип экспонатов - аналитика работ архитекторов прошлого нашими
современниками. Например, инсталляция "Коммунальный авангард"
и фото-проект "Северное Чертаново". По-настоящему педагогическим
кажется фрагмент стены личного дома Константина Мельникова, возведенный
в одном из залов ЦСИ "Заря". Он демонстрирует устройство конструкции,
повествует о работе материала и значении проемов, изображая оболочку,
демонстрирует суть архитектуры.
|