|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ Выставка "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" - часть междисциплинарного международного проекта bauhaus imaginista, прослеживающего, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах (российском, чилийском, мексиканском, индийском, китайском, нигерийском, североамериканском, израильском и палестинском), разнесенные по странам мира представителями этой школы. Выставка в Музее "Гараж" посвящена комплексным связям между Баухаусом и СССР, рассмотренным сквозь призму деятельности бывших преподавателей и учеников Баухауса в Москве. В центре ее внимания - выпускники и студенты школы, которые сопровождали ее второго директора Ханнеса Майера во время визита в СССР в 1930-х: архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток жизни в Москве, архитектор и градостроитель Конрад Пюшель и архитектор Лотта Стам-Безе - первая женщина, обучавшаяся на отделении строительства Баухауса в Дессау. Сегодня их личные вещи хранятся в Архиве Баухауса в Берлине, Архиве Баухауса в Дессау, Музее немецкой архитектуры во Франкфурте, Институте истории и теории архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Нидерландского архитектурного института в Роттердаме. Коллекции обладают своей историей и структурой. Они отражают подход каждого из архитекторов к отбору и организации материала, а также субъективную память и неопределенный, фрагментарный характер составляющих их реликвий.
Материалы выставки - фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы - показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма. Они отражают различные попытки написать индивидуальную и коллективную истории, сохранить необходимое, понять практики сотрудничества и отсылают к опыту миграции, проливая свет на личностный аспект в истории модернистских утопий. К организации выставки в Музее "Гараж" привлечены современные специалисты, по роду своей деятельности так или иначе имеющие дело с геополитической, социальной и художественной историей, которым было предложено дать свое толкование этих личных архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки и их работой в СССР. Среди них - художница Алиса Крайшер, теоретик Дорен Менде и историки архитектуры Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник. Все они выдвинули свой проект контекстуализации архивного знания. Их несхожие подходы к архиву перекликаются с субъективным характером тех "историй", которые выстраивали сами архитекторы Баухауса.
На выставке будут представлены их интерпретации архивов, материалы, созданные в ходе работы, а также материалы самих архивных собраний, отобранные кураторами. Консультантом по вопросам выставочного дизайна выступила группа "Кооператив политики репрезентации" (Берлин). В рамках публичной программы выставки художница Венделин ван Олденборг представит свое исследование жизни и творческого наследия Лотты Стам-Безе, которая, проработав некоторое время в Орске (Оренбургская область), в 1935 году переехала в Нидерланды, где получила известность благодаря участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Это исследование служит подготовительной частью работы, которая будет представлена художницей на юбилейной выставке в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году. Выставка bauhaus imaginista. "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" подготовлена Марион фон Остен и Грантом Уотсоном, независимыми кураторами, совместно с Анастасией Митюшиной, куратором Музея "Гараж", и историками искусства и архитектуры Аней Гуттенбергер, Томасом Флирлем и Даниелем Талесником.
Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа выработала новый подход к педагогике: опираясь на изучение материалов, студенты учились отвечать на новые общественные запросы, возникшие после катастрофы Первой мировой войны. В центре их внимания находилось не столько произведение искусства само по себе, сколько процесс строительства с сопутствующей коллективной работой. Преподаватели и студенты Баухауса занимались радикальным переосмыслением мира, общества и повседневной жизни, утверждая новый дух дизайна. Отвергнув принципы и традиции, казавшиеся бесспорными, Баухаус попытался преодолеть границу между искусством и ремеслами. Под руководством трех сменивших друг друга директоров - Вальтера Гропиуса, Ханнеса Майера и Людвига Миса ван дер Рое - школа последовательно развивала новые принципы. Преподаватели и студенты Баухауса были активными участниками интернационального модернистского движения и после закрытия школы разъехались по разным странам мира. Методы и идеи Баухауса продолжали развиваться и приспосабливаться к условиям и ситуациям. Участники
В России проект bauhaus imaginista. "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" реализуется Музеем современного искусства "Гараж" в сотрудничестве с "Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара", Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин). Этот исследовательский проект, включающий в себя выставки, мастер-классы и симпозиумы, инициирован в связи со столетием основания Баухауса. Его продвижению будет способствовать международная активность Гёте-Института, а заключительная выставка в Берлине (2019) станет частью долгосрочного проекта "Сто лет настоящего", проводимого Домом культур мира. Проект bauhaus imaginista стал возможен благодаря поддержке Комиссии по вопросам культуры и информации Федерального правительства Германии, Германского федерального фонда культуры и Министерства иностранных дел Германии. Проект bauhaus imaginista организован в сотрудничестве с Китайским музеем дизайна в Ханчжоу, Независимым административным институтом Национального художественного музея и Национального музея современного искусства в Киото и SESC (Сан-Паулу), а также отделениями Гёте-Института в Китае, Нью-Дели, Лагосе, Москве, Нью-Йорке, Рабате, Сан-Паулу и Токио. 12 сентября с 17:30 до 21:30 в рамках открытия выставки
пройдет блиц–Баухаус - встречи с участниками проекта "bauhaus imaginista
Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты" Художники и исследователи, принявшие участие в работе над выставкой "Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты", предложат свое прочтение архивных материалов, посвященных архитекторам Баухауса и их работе в Советском Союзе. Алиса Крайшер, Татьяна Эфрусси, Томас Флирль, Дорен Менде, Венделин ван Олденборг и Даниель Талесник представят свои подходы к интерпретации архивов. Их работы и лекции, наряду с воспоминаниями самих архитекторов, исследуют геополитические контексты, существовавшие во время и после холодной войны, и то, как они отразились в художественной практике и ее интерпретации в эти периоды. Программа:
|
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||