О ВЫСТАВКЕ
В экспозицию вошло более 80 работ, в том числе такие
знаковые произведения, как "Музей современного искусства, отдел
орлов" и "Декор". Выставка показывает, как развивались
творческие - поэтические и художественные - практики Бротарса, и предлагает
переосмыслить - в духе самого художника - природу существования и механизмы
функционирования художественных институций. Последнее - крайне важно
для "Гаража", поскольку вот уже десять лет Музей стремится
изменить устоявшиеся представления о музейной работе.
Марсель Бротарс родился в Брюсселе в 1924 году. К визуальному искусству
обратился в 40 лет и занимался им до самой смерти в 1976-м. Имея за
плечами более 20 лет журналистского и поэтического опыта, Бротарс стремился
открыть новые "переходные области": между образом и текстом,
между собственно искусством и его институтами, между объектом и пространством.
К 1968 году Бротарс завоевал известность в мире искусства и назначил
себя директором музея — точнее, "Музея современного искусства,
отдела орлов", проекта, задачу которого художник видел в том, чтобы
"проверить, позволит ли воображаемый музей по-новому взглянуть
на природу существования и механизмы функционирования художественных
институций". Бротарс снял себя с этой должности в 1972 году, когда
"Музей современного искусства" получил широкое признание как
институция, что противоречило замыслу художника.
Художник первым использовал множество концептуальных стратегий, ставших
сегодня ключевыми в искусстве. Именно Бротарс говорил о растворяющемся
в практике художественном средстве и не признавал специфичность медиума
и различий между уникальными и репродуцируемыми объектами. Он одним
из первых затронул в своих работах постколониальные темы, а его исследование
музейных условностей обнажило и деконструировало многие основополагающие
элементы художественных институций. Бротарс ставил под вопрос жесткие
и, казалось бы, незыблемые вещи - такие как подпись художника, авторство,
традиционные выставочные форматы, художественные движения и механизмы.
Поэт и художник, он искал "искусство отвлечения в надежде на новый
алфавит" и оставил после себя богатое наследие - загадочные работы,
исполненные противоречий и парадоксального юмора.
За свою недолгую карьеру художника - всего 12 лет - Марсель Бротарс
принял участие в более чем ста выставках по всей Европе и США и стал
практически легендой. В последние годы жизни провел 11 персональных
выставок. В 2015 году прошли масштабные выставки работ Бротарса в пространстве
Парижского монетного двора и в кассельском музее Фридерицианум, а в
2016–2017 году его творчество стало объектом крупных ретроспектив в
Музее современного искусства (Нью-Йорк), Национальном музее "Центр
искусств им. королевы Софии" (Мадрид) и музее K21 (Дюссельдорф).
Проект "Марсель Бротарс. Поэзия и образы" в Музее "Гараж"
продолжает и развивает заданные этими выставками векторы, представляя
обзор практик художника в концептуальном порядке: как деконструированные
стихотворения или нарративные нити, сплетающиеся в самые разные узоры.
Организация выставки: Кейт Фаул, главный куратор Музея "Гараж"
и Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея, в сотрудничестве с Мари-Пак
Бротарс.
Музей современного искусства "Гараж" благодарит за помощь
в подготовке выставки Марию Гилиссен-Бротарс и Фонд Марселя Бротарса;
выражает особую благодарность фонду V-A-C за возможность премьерного
показа в России инсталляции "Декор".
О ХУДОЖНИКЕ:
Марсель Бротарс (1924, Брюссель — 1976, Кёльн) — поэт, кинорежиссер,
художник. Наиболее значимые ретроспективные выставки его работ проходили
в галерее Тейт (Лондон, 1980), Художественном центре Уокера (Миннеаполис,
1989), Музее современного искусства Лос-Анджелеса (1989), Художественном
музее Карнеги (Питтсбург, 1989), Национальной галерее "Жё-де-пом"
(Париж, 1991), Дворце изящных искусств (Брюссель, 2000) и в Музее современного
искусства Нью-Йорка (затем выставка была показана в Национальном музее
"Центр искусств королевы Софии", Мадрид, и Художественном
собрании земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф, 2016–2017). В
1997 году состоялась важнейшая выставка киноработ художника "Марсель
Бротарс. Кино" (Фонд Антони Тапиеса, Барселона; Галисийский центр
современного искусства, Сантьяго-де-Компостела, Испания; Кунстхалле
Дюссельдорфа). Произведения Бротарса демонстрировались на выставках
documenta 5, 6, 7, X и 14 (Кассель, 1972, 1977, 1982, 1997, 2017) и
37-й, 38-й, 39-й и 56-й Венецианской биеннале (1976, 1978, 1980, 2015).
|