О БИЕННАЛЕ
Выставка художников уличной волны представит работы
40 российских и зарубежных авторов, созданные в ходе арт-резиденции
в Москве.
Основной проект Биеннале АРТМОССФЕРА будет показан в Большом Винохранилище
Центра современного искусства Винзавод и откроется при поддержке Генерального
партнера Биеннале QIWI. Спецпроекты займут Цех Красного и уличное пространство
культурного кластера. Все работы основного проекта будут созданы участниками
непосредственно в Москве, в формате арт-резиденции.

АРТМОССФЕРА - первая и единственная российская Биеннале, которая знакомит
широкую публику с самыми яркими представителями уличного искусства со
всего мира. Биеннале вновь состоится в формате коллективной выставки
художников уличной волны, вошедших в поле современного искусства из
граффити-среды и других практик работы с городским пространством. Многие
из них прошли через опыт несанкционированной творческой активности в
городе, привнеся характерные темы, приемы и методы в выставочное пространство,
и унаследовав специфическую визуальность улицы.
Экспозиция сформировалась в ходе открытого творческого конкурса, заявки
художников оценивало международное жюри, в которое вошли представители
стрит-арт объединения Brooklyn Street Art Хайме Рохо и Стивен П. Харрингтон,
куратор Музея уличного искусства в Амстердаме Питер Эрнст Кулен (Peter
Ernst Coolen), исследователь и автор программных текстов о стрит-арте
для музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCCA LA) Этель Сено
(Ethel Seno), куратор уличных проектов в Tate Modern Сидар Льюисон (Cedar
Lewisohn), куратор Montana Gallery (Барселона) и Ada Gallery (Париж-Ибица)
Анна Димитрова, и куратор Николай Палажченко, стоявший у истоков создания
Центра современного искусства Винзавод.
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства "Винзавод":
"Биеннале интересна нам, в первую очередь, как проект, который
переосмысляет современное искусство относительно субкультуры и уличной
культуры в частности".
Среди участников основного проекта встречаются как новые имена, так
и хорошо известные на международной сцене: постоянный гость Биеннале
Марта Купер - легендарная фотожурналистка, запечатлевшая зарождение
граффити в Нью-Йоркском метро, представители скандинавской граффити-сцены
Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия), американская художница FAITH XLVII,
англичанин James Jessop, и польский граффити-художник Zbiok. Среди российских
участников это уже известные на арт-сцене Алексей Luka, Анатолий Акуе,
Иван Найнти, Владимир Абих и другие, а также арт-группа "Злые"
из Екатеринбурга и Эльдар Ганеев из краснодарской арт-группировки ЗИП.
Тема основного проекта и Биеннале АРТМОССФЕРА-2018 звучит как OFFLINE,
она продиктована усталостью от нарастающего информационного потока в
мире, где физическая реальность приобретает статус событийной периферии
- коммуникация, познание, секс, война и даже искусство сегодня реализуются
преимущественно "онлайн". Организаторы предложили художникам
сформулировать достойный ответ вызовам цифрового мира, опираясь на ДНК
свободной и независимой уличной культуры, и восстановить баланс между
реальным и виртуальным.
Тема Биеннале, изначально не характерная для уличного искусства, чуждого
цифровым технологиям и тяготеющего к изобразительности, поставила художников
в ситуацию поиска нетипичных для них подходов и приемов, придав экспозиции
характер исследования и эксперимента. В соответствии с типом художественной
реакции на тему Биеннале, экспозиция делится на несколько разделов-категорий:
ОНЛАЙН, ПОСТ-ИНТЕРНЕТ и ОФЛАЙН.
 |
Художник Claudio Ethos за работой над проектом
для Биеннале АРТМОССФЕРА-2016
|
Часть проектов расположится в уличном пространстве культурного кластера:
испанский художник Spy расстелет во дворе Винзавода газон для релаксации
16-ти метров в диаметре. Евгений Мулук из Санкт-Петербурга создаст живописный
мурал на стыке абстракции и фигуратива, а нью-йоркский король уличного
бомбинга Faust - новый красочный слой проекта СТЕНА, которая на 5 месяцев
станет Стеной Совести, изобразив огромный каллиграфический тэг. Художница
Dagnini разложит компьютерную игру-пасьянс прямо по зеленой сетке строительных
лесов, закрывающих одну из стен центра современного искусства, масштабируя
компьютерный экран в пространстве.
Впервые в рамках биеннале АРТМОССФЕРА в Цехе Красного будет представлен
исследовательский проект "Уличное искусство в России с 1980-х по
2010-е", его кураторы - художник Дмитрий Аске и со-основатель портала
partizaning.org, преподаватель РГГУ Антон Польский. Выставка-исследование
охватит 4 десятилетия российского граффити, стрит-арта и искусства "уличной
волны". Уникальный архив фотографий, видео, эскизов и других художественных
артефактов расскажет об этапах развития, процессах и тенденциях в уличном
искусстве с середины 1980-х до настоящего времени. Проект станет первым
подобным прецедентом в России. Материалы позже будут включены в печатное
издание - Энциклопедию российского уличного искусства.
В рамках специальной программы Биеннале АРТМОССФЕРА состоятся такие
события как первая персональная музейная выставка американского художника
Шепарда Фэйри в ММОМА на Гоголевском бульваре 10, ежегодный граффити-джем
"30 граней движения" в Парке Горького и фестиваль документального
кино об уличном искусстве "StreetDoc". Также в рамках проекта
в городе появятся три красочных мурала от звезд мирового стрит-арта
- Шепарда Фэйри и художников из Мадрида Тритмана (3TTMAN) и Окуды (Okuda),
об этом будет объявлено отдельно. С программой и участниками Биеннале
можно ознакомиться на сайте.
 |
Художник Sepe за работой над проектом для Биеннале
АРТМОССФЕРА-2016
|
ПОДРОБНЕЕ О РАЗДЕЛАХ ОСНОВНОГО ПРОЕКТА:
Раздел ОНЛАЙН тематически объединяет работы авторов, которые не представляют
жизнь в отрыве от цифровых технологий: "офлайн" для них невозможен
без отключения от Сети - виртуальная реальность становится точкой отсчета,
существуя в дихотомии с реальной жизнью. Именно поэтому газон в инсталляции
арт-группы "Злые" прорастает в экспозицию оптоволоконом, а
не зелеными ростками. Авторы анализируют негативное влияние цифровых
технологий на человека, критикуя невозможность подлинного диалога в
Сети и тотальное погружение в виртуальный мир с полным отказом от реальности.
Художник из Великобритании Bill Posters изучает первую в мире сетевую
маркетинговую кампанию, которая спустя 25 лет выглядит зловещим пророчеством
сегодняшнего дня: решениями людей манипулируют при помощи информационным
технологий. Показывая обстановку пустых комнат подростков через веб-камеру,
аргентинский дуэт Doma Collective констатирует чудовищную тенденцию
роста поисковых запросов на секс-видео с участием несовершеннолетних.
Граффити-художник из Финляндии EGS строит дактилоскопическую карту мира,
используя универсальный цифровой идентификатор современности - отпечаток
пальца.
Ряд художников работает в эстетике ПОСТ-ИНТЕРНЕТА, перенося характерную
"цифровую" визуальность в реальность, нарочито воплощая ее
в традиционных медиа, таких как живопись или скульптура. Так, аргентинский
художник Пабло Харимбат (Pablo Harymbat) при помощи орудия, действующего
в физической реальности как кисть фотошопа, создаст роспись и скульптуру
- гигантский тэг, в объеме изображающий мазок "кисти" графического
редактора. Граффити-райтер Миша WERT159 строит инсталляцию из нагромождения
материализовавшихся элементов цифровой реальности, придавая им физический
вес. На примере стерео-варио фотоснимков, снятых на длинной выдержке,
Владимир Абих наглядно демонстрирует, что ежедневно вынужден считывать
человеческий глаз при смене картинки на смартфоне - поток измельченных
и потерявших взаимосвязь элементов информации.
Самую многочисленную по количеству участников категорию - OFFLINE,
составляют художники, которые полностью исключили использование цифровых
технологий в своих работах: в противовес виртуальности они вдохновляются
реальными городскими ландшафтами и природными материалами, ретроградными
способами коммуникации и жизнью до Интернета, а также медиумами, на
которые виртуальная реальность не имеет никакого влияния. Так, Люси
МакЛауклан (Lucy McLauchlan), создаст в Москве сайт-специфик-живопись,
снимая на холст отпечатки различных городских фактур. Александра Кузнецова
готовит исследование городского пространства, в котором расскажет о
"складках" города - местах, которые никак не используются
и живут собственной жизнью: заглянув в зазоры забора-инсталляции, можно
увидеть эти пространства на снимках и зарисовках. Дарион Шаббаш создает
многослойные панно-скульптуры из пластика, обращая внимание на проблему
загрязнения планеты и вторичной переработки мусора. Художница организовала
сбор использованного бытового пластика: бутылки и упаковки от продуктов
она измельчит и переплавит в плоские листы, из которых вырежет детали
для своих арт-объектов. Участник арт-группировки ЗИП Эльдар Ганеев реконструирует
в экспозиции всем знакомый двор, с игрой в резиночки, аттракционами
и газетным стендом, вспоминая "аналоговое" детство 90-х.
СОПУТСТВУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ:
|