К дискуссии присоединились как архитекторы, так и эксперты в области
дизайна. В их числе: Георгий Канделаки, Олеся Федоренко, Юрий Кошель,
Виктория Черепанова, Илья Мейтыс (АБ "АРХКОН"), Никита Мейтыс
(DESIGN BOX), Ксения Бобрикова (Xenia Design Sudio), Елена Гордина (АБ
Елены Гординой), Елена Калинина ("ЁЛ-КА"), Алена Паутова (студия
Алены Паутовой). Со стороны REHAU на встрече присутствовали руководитель
стратегических проектов в Восточной Европе Руслан Тюменев и специалист
технической поддержки в Восточной Европе Алексей Воркачев.

Как и любое мероприятие, посвященное масштабным строительным проектам,
дискуссия началась с оглашения цифр. Так, на проведение чемпионата мира
по футболу в проекте федерального бюджета выделено более 156 миллиардов
рублей. Еще 200-500 миллионов рублей в год потребуется на содержание
каждой арены. Это существенные деньги для большинства регионов, в связи
с чем вопросом №1 для местных властей становится решение задачи окупаемости
стадионов. И в этот момент, по словам собравшихся, проблема из экономической
плоскости плавно переходит в градостроительную. Как считают участники
Архитектурного завтрака, стадион может приносить прибыль, только если
он интегрирован в городскую среду. Расположенные далеко от центра города
сооружения в большинстве случаев лишь создают дополнительную нагрузку
на бюджет и при этом приходят в упадок - посещаемость таких объектов
обычно оставляет желать лучшего. Напротив, когда стадион обрастает сопутствующей
инфраструктурой - офисами, кафе, парками развлечений, концертными залами,
- он становится точкой притяжения в качестве спортивной арены и площадки
для проведения различных массовых мероприятий.
Наглядный тому пример - московские "Лужники". Спустя месяц
после завершения мундиаля на стадионе с размахом отметили День строителя,
при этом в афише комплекса уже значатся другие события: первый в России
drone-race фестиваль и концерт группы Imagine Dragons. Переориентация
арены под решение не связанных со спортом задач требует существенных
инвестиций, однако государство в данном вопросе идет стадионам навстречу,
выделяя на проведение работ по 70 миллионов рублей в год. Эти деньги
необходимы, в частности, для оборудования футбольных полей специальным
пластиковым покрытием.

С техническими нюансами подобных проектов участники Архитектурного
завтрака смогли познакомиться в ходе обзорной экскурсии, проведенной
экспертами REHAU совместно с представителями "Лужников". Гости
утренней дискуссии побывали в закрытых для болельщиков зонах, оценили
захватывающий дух вид, который открывается с трибун и из президентской
ложи, а также получили редкую возможность попасть на поле со стороны
раздевалок спортсменов. Именно этим путем под крики многотысячной толпы
шли Лионель Месси, Лука Модрич и другие звезды мирового футбола. Большое
количество вопросов также было связано с системой обогрева футбольного
поля, которую компания REHAU установила в "Лужниках" и еще
на восьми стадионах, принимавших матчи ЧМ-2018. Архитекторы интересовались,
какие требования предъявляются к игровым полям для проведения чемпионатов
высшей лиги, за счет чего жидкостный обогрев REHAU обеспечивает экономию
энергоресурсов (примерно в 3,5 раза по сравнению с использованием электрических
систем) и какие меры принимают производители инженерных решений для
повышения безопасности игроков.
Многие гости охарактеризовали посещение августовского Архитектурного
завтрака как уникальный опыт и шанс приобщиться к знаниям, доступным
лишь узкопрофильным специалистам из сферы спортивного строительства.
И, конечно, в традициях REHAU фоном мероприятия стали неподдельные эмоции
и радость от общения с единомышленниками.
|