|
|
|
|
|||
|
||||
"Ошибочно считать, что архитектура - это некая смысловая надстройка, и бывают постройки без архитектуры; напротив, архитектура - это свойство любой интервенции в природную среду. Не может быть здания без архитектуры, даже грядка на даче - произведение ландшафтной архитектуры, так как это тоже превращение фрагмента природной среды во фрагмент среды антропогенной" - начал свое выступление Сергей Крючков. Отталкиваясь от классического определения архитектуры как искусства и науки создавать пространственную среду, в которой происходит деятельность человека, эксперт сконцентрировался на двух основных факторах, определяющих развитие архитектуры на конкретном этапе эволюции человечества: это технические возможности и эстетические воззрения. Вызовы, перед которыми стоит архитектор сегодня - это глобализация, увеличение численности населения и продолжительности жизни, рост городов и городских агломераций и накапливающееся загрязнение окружающей среды. Формирование данных тенденций происходило на протяжении последних двух столетий, со времен индустриальных революций и масштабного развития городов.
Диджитализация архитектуры В XXI веке, решая эти проблемы, человечество сделало ставку на развитие
цифровых технологий. Производственные процессы роботизируются, расширяя
спектр технических возможностей человечества. Диджитализация постепенно
охватывает не только управление производством, но также культуру и быт.
В совокупности эти факторы оказывают влияние и на развитие архитектуры.
Существенная часть человечества преодолела этап борьбы за выживание,
насытилась и вступила в эру экономики впечатлений. По определению Жана
Нувеля, архитектура при этом развивается в парадигме "эстетики
чуда": новейшие сооружения, созданные при помощи параметрических
методов, представляют собой устойчивые конструкции, однако определить,
как именно и на чем они держатся, глаз человека не может. Дом стал машиной
в гораздо большей степени, чем это мог себе вообразить Ле Корбюзье.
Одновременно с этим, архитекторы повернулись к природе. Один из примеров
подобной архитектуры в России - объект "Сарай", возведенный
архитектурным бюро "Меганом" в Никола-Ленивце. Он сочетает
в себе архетипическую простоту с уникальной трансформацией поверхности
и при этом находится в активном взаимодействии с природой. "Сарай"
в строгом смысле слова не предназначен для функционального использования
и представляет собой эффектный арт-объект, пространство для медитаций.
Тем не менее, это произведение архитектуры в самом чистом смысле, эстетическая
интервенция в природную среду. Возврат к архетипам наблюдается и в работах
лауреатов Прицкеровской премии последних лет: Тойо Ито, Шигеру Бана,
бюро "RCR Arquitectes" объединяет стремление строить просто
и прекрасно. Для жюри премии, которую часто называют "нобелевкой"
от архитектуры, важно зафиксировать сегодняшнее отношение к архитектуре:
презентационная картинка не должна обладать в ней большей ценностью,
чем построенный результат, иначе последствием может стать наступление
эры "фейковой архитектуры". Вручение награды подчеркивает
выбор в пользу подлинности, а не инвестиционной привлекательностью,
в пользу потребителя, а не заказчика Смещение акцента с архитектуры самих зданий на организацию
пространства между ними Актуальный тренд - смещение акцента с архитектуры самих зданий на организацию пространства между ними. Лучший пример тому - знаменитая Венецианская биеннале, идущая до 25 ноября: ее объекты развивают новейшие теории, создаваемые на стыке градостроительства и высокого искусства. Внимание организаторов и участников здесь сосредоточено на работе со свободным пространством с использованием натуральных материалов и естественного освещения. Архитектура, представленная на выставке, должна создавать возможность любования окружающим пейзажем. В сегодняшних жилых зданиях это выражается в перетекании уличного пространства в интерьерное. Данный эффект достигается, к примеру, при использовании панорамных окон, доходящих до пола, и мощения прилегающей территории, по фактуре и цвету совпадающего с покрытием полов внутри помещения.
Big data и блокчейн-технологии В проектирование все глубже проникают big data и блокчейн-технологии.
Когда выдающийся архитектор ХХ века Ле Корбюзье назвал дом "машиной
для жилья", подразумевая, что под одной крышей можно уместить все
необходимое - от детского сада до культурного центра, - было трудно
представить, что современный дом превратится в машину в полном смысле
этого слова. Цифровая модель управления квартирой, зданием и целым городом
становятся не просто реальностью, а частью проекта. В само же строительство
начинают интегрировать крупномасштабные 3D-принтеры, которые будут автоматически
возводить как целые здания, так и отдельные их части. Технология BIM
(Building Information Model) позволяет отойти от использования двумерных
чертежей и создавать виртуальные модели зданий со сложными поверхностями,
в точности соответствующие будущему объекту, и заранее просчитать стоимость
изготовления элементов. Яркий пример ее реализации - Московский концертный
зал "Зарядье". Социальной основой архитектуры становится инклюзия: более обеспеченная
часть общества стремится к созданию достойной жизненной среды для тех,
кто нуждается в защите. Активно развивается "зеленое строительство":
появились новые мировые стандарты, основанные на использовании экологически
чистых и возобновляемых материалов, экономии ресурсов, повышения требований
к охране труда. В России, по примеру США и Великобритании, готовится
к выпуску национальный стандарт. Один из главных его принципов - в том,
что реконструкция всегда экологичнее нового строительства: на повторном
использовании уже имеющихся сооружений основаны многие проекты таких
выдающихся мировых архитекторов, как Заха Хадид, Жак Херцог и Пьер де
Мёрон. Повышаются требования к качеству среды и ее презентабельности
- с тем, чтобы обеспечить в ней активное использование социальных сетей.
Пространство дома, напротив, сокращается. Цифровые и коммуникационные
технологии, составляющие неотъемлемую часть нашей повседневной жизни,
позволили не только перенести офис в дом, но и превратить любое общественное
пространство в территорию для персонального отдыха. "Сейчас мы больше времени проводим вовне, поскольку этот образ жизни поддерживают технологии", - подытожил Сергей Крючков. Архитектура дает ответ на изменившиеся потребительские запросы: в городе появляются такие объекты, как Крымская набережная или парк "Зарядье", а площадь выводимых на рынок квартир девелоперы уменьшают. Современный космополит становится "глобальным кочевником", пользующийся жильем как услугой и не стремящийся иметь собственный дом, но желающий всюду жить одинаково комфортно.
|
||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||