|
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Что ждёт русский предметный светодизайн |
|
||||||||
|
|||
Константин Прокопенко, креативный директор салона "Светильники" на Малой Ордынке, 39 рассказал об исторических особенностях российского промышленного дизайна в области освещения. В числе прочего он поделился историей популярности зеленых ламп, получивших известность не только России, но и за рубежом, а также выделил характерные черты светодизайна эпох конструктивизма и советского модернизма. "Появление конструктивизма, для которого характерно много естественного освещения в зданиях - очень важно, поскольку на тот момент обилие света выступало в качестве метафоры "взгляда в светлое будущее". Поэтому вполне естественно, что и освещение от световых предметов должно быть ровное и яркое. Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом".
Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного возрождения традиций конструктивизма в современном предметном дизайне в области освещения стало появление новой коллекции светильников и мебели Radio Lamp: "Radio Lamp - уменьшенная копия Шуховской башни, модульный светильник и предмет мебели, разработанный "Латунной мастерской" и итальянским дизайнером Яном Бигацци. Это один из немногих примеров, когда современное освещение имеет отсылку к русскому направлению, в данном случае к авангарду и конструктивизму". Советский модернизм, конструктивизм, авангард, ар-деко, русский балет, русские художники: Казимир Малевич, Иван Билибин - это только небольшая часть воодушевляющих дизайнеров направлений и персоналий. Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса "Световой дизайн" школы МАРШ провела краткий экскурс в историю светодизайна, а также сделала обзор наиболее знаковых российских дизайнеров и фабрик.
Обращаясь к истории русского предметного дизайна светильников, Наталья
Маркевич рассказала, что прообразом современных светильников - люстр
на Руси послужили церковные паникадила, изначально рассчитанные для
свечей или масла, и позже приспособленные для электрического освещения,
при этом сохранившие дух и образ свечного освещения. В качестве особого примера Наталья выделила светильники, сохранившиеся в московском метро - это настоящий каталог, в котором есть образцы комплексного проектирования: "В метро был применен тотальный подход к проектированию, то к чему сейчас стремятся во всем мире. Архитектор отвечал и за конструктив станции, и за декорирование, и за общий световой образ станций. Удивительно, что для оснащения станций также не использовались "серийные" светильники или силы заводов производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 40-е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры специально для метро". Наталья Маркевич также составила обзор наиболее ярких российских дизайнеров. В их числе: знаменитый Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa - Chapiteau и Fire Born и т.д.; Екатерина Копытина, молодой промышленный дизайнер, автор светильников Milto, предназначенных для часто переезжающих молодых людей, Moroshka, созданного в минималистичном стиле и, ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры, архитекторы Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов и др. Наталья Маркевич особо отметила несколько студий, среди которых Wishnya
(от англ. желать, мечтать) из Екатеринбурга, создатель которой пришел
к работе со светильниками, вдохновившись идеей взаимодействия перфорированного
картона и света. Студия WoodLED создает на первый взгляд простые светильники
из дерева. Однако компания уделяет внимание взаимодействию формы,
света и перфорации и создает интересные варианты.
Одна из сложностей работы предметного дизайнера в России - это процесс производства светильников. Большинство российских дизайнеров предпочитают взаимодействовать с зарубежным производством. Дизайнер Ольга Подольская рассказала, что итальянское производство имеет больше технических возможностей, оперативно предоставляет сертификаты, достоинством является и соблюдение авторских прав, большее уважение к дизайнеру. Производство в России осложняется и тем, что здесь изделия создаются одним предприятием, по этой причине разработка светильника на заказ занимает слишком много времени. В Европе функции предприятий разделены: стекло создают одни, детали - другие, затем на большом складе происходит сборка, за счет этого механизма во много раз снижается себестоимость. Ольга Подольская поделилась новыми разработками и вдохновляющими образами: "Сейчас в работе находятся светильники, которые основаны на образах шпилей сталинских высоток. Поскольку сталинский ампир базировался на ар-деко, высотки являются следствием этого большого направления, которое заняло свое место в истории, как отдельное архитектурное явление". Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG - российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла рассказал историю фабрики, которая возникла три года назад, благодаря энтузиазму основателей. В этом году продукция компании была представлена на Maison & Objet. На сегодняшний день компания выпускает около 400 светильников в месяц. Слоган GLASSBURG - "Стекло бесконечно" и он проявляется во всем. "В компании стекло воспринимают как стихию, которую не хочется останавливать", авторы раскрывают все возможности этого материала еще и благодаря мастерству стеклодувов, которых находят по всей стране" - уточнил Евгений Богомазов. Идея каждого светильника рождается на художественном совете, каждый из них имеет индивидуальное название. К дискуссии присоединился и один из создателей коллекции Radio Lamp
представитель компании "Латунная мастерская": "Для
нас это был первый опыт работы с итальянским дизайнером, сложности
возникали, но мне кажется, что мы смогли сделать результат, который
не могут повторить итальянцы. Ян Бигацци пытался сделать эту лампу
в Италии, но у итальянских производителей не получилось. А мы можем
сделать такую сложную конструкцию на наших станках. Давайте сотрудничать,
развивать российское - и дизайн, и производство. Мне кажется, все
у нас получится!". |
|||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||