Имя заслуженного
художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии
художеств Бориса Федорова прочно связано с авторским художественным
стеклом. Персональная выставка покажет весь диапазон исканий мастера,
отдавшего почти четыре десятилетия декоративно-прикладному искусству
и дизайну, высветит его яркую индивидуальность. Композиции из стекла,
рисунки и пастели Федорова, в Москве впервые представленные столь широко,
откроют зрителю доступ в творческую лабораторию одного из крупнейших
отечественных художников-прикладников.
|
|
|
Другое
пространство. 2011. Декоративный объект. Хрусталь, гутная техника.
70 х 35 см. Б. Федоров
|
Синяя
дудочка. 2011. Декоративная форма. Цв. стекло, моллирование. 65
х 35 см.
Б. Федоров
|
Контраст.
2001. Декоративная форма. Цв. стекло, холодная обработка. 45 х
30 см.
Б. Федоров
|
С 1970-х годов
Борис Владимирович Федоров (род. 1948) посвятил себя стеклопластике,
уже в ранних работах проявив креативный подход к традиционному материалу.
Дерзкие новаторские эксперименты, умение обращаться c хрупкой и "упрямой"
субстанцией, обыгрывать светоносность и прозрачность стекла сочетаются
с мастерским владением методами, присущими скульпторам и живописцам.
Сегодня Федоров среди лидеров того направления в "стеклянной"
пластике России, которое принадлежит к мировому студийному движению
"Glass Studio Movement".
В основе мастерства
Бориса Федорова - обучение на отделении стекла и керамики в Ленинградском
высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (окончил в
1976), работа на Дятьковском хрустальном заводе, одном из старейших
в России. С 1981 до 1995 года Федоров - главный художник предприятия
по производству стекла и керамики "Калининстекло", затем -
АО "Тверис". Это побудило мастера переехать в Тверь - город,
где он родился. Активную производственную деятельность, участие во многих
выставках он сочетал с постоянной интенсивной работой в стеклопластике.
В основе его творческого метода - неиссякающий интерес к органической
и оптической природе стекла, к широкому спектру его знаковых форм, декоративных
качеств и функциональных возможностей.
Другая грань
дарования Б.Федорова связана со станковой графикой, в которой
он опирается на мощную традицию петербургской графической школы.
В камерных рисунках, а особенно в пейзажных пастелях художник
исходит из натурных впечатлений. Вместе с тем как его графические
листы, пронизанные особым лиризмом и гармонией, так и стеклопластика,
чаще выдающая склонность автора к абстрактным мотивам, выявляют
талант монументалиста.
Стремление
к импровизации, тяга к свободной форме выражения характерна для
всего творчества Бориса Федорова. Произведения мастера полны философских
размышлений о мироздании. В последние годы его композиции образно
усложнились, обрели больше лаконизма и экспрессии. В серии "пластов"
из стекла заметно пристальное внимание к макро- и микрокосмосу.
Раскрывая почти неисчерпаемый потенциал столь удивительного материала,
художник находит новые краски, символы и ассоциации, воздействуя
на зрителя на иррациональном, чувственном уровне.
Заслуги
Бориса Фёдорова в искусстве отмечены наградами Российской академии
художеств, Союза художников России и др. организаций. Авторитет
его на международной сцене в 1980-е годы подтвержден золотой медалью
Квадриеннале в Эрфурте.
|
|
Уголок
Твери. 2003. Картон, пастель, 80 х 90 см.
Б. Федоров
|
Произведения мастера
включены во многие музейные коллекции России, включая собрания Государственного
Эрмитажа, Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного
и народного искусства, Музея керамики и "Усадьба Кусково 18 века",
Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Царицыно",
Государственного центра современного искусства, Тверской областной картинной
галереи, а также в частные собрания России, Германии, Дании, Нидерландов,
Чехии, США и еще ряда стран.
В экспозицию войдет
свыше 100 произведений графики и декоративно-прикладного искусства из
мастерской художника, исполненных в последнее десятилетие: стекольная
пластика, станковая графика и пейзажи в технике пастели.
|