|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Выставка
"УИЛЛ ПРАЙС. ПАРАЛЛЕЛИ. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде."
|
||||
|
|
|
||
![]() |
![]() |
С
22 февраля по 22 марта 2011 года в Государственном музее архитектуры
им. А.В. Щусева пройдет выставка "УИЛЛ ПРАЙС. ПАРАЛЛЕЛИ. Деревянная
архитектура вчера, сегодня и везде."
|
||
Уилл Прайс, английский архитектор, объехал весь мир, изучая и фотографируя деревянную архитектуру. Это беспрецедентный опыт, в котором соединились знания архитектора и мастерство фотографа. Результатом путешествия стала книга Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году. В 2006 году книга была издана на русском языке и быстро стала библиографической редкостью. Поэтому мы предложили г-ну Прайсу ее "переиздать" - но уже в виде выставки. Но поскольку современная деревянная архитектура занимает в книге весьма скромное место, мы, с согласия г-на Прайса, решили немного дополнить и переструктурировать его коллекцию. Экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество, а вторая - поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе - дерево как самый древний и одновременно - самый актуальный материал. Благодаря объединяющему слову, выставка превращается в своего рода "словарь" деревянной архитектуры. Но не в "энциклопедию", а именно в актуальный словарь: потому что каких-то терминов, привычных для древнерусского зодчества, здесь нет, как нет их в современной архитектуре - ни "охлупня", ни "причелины". Тем интереснее, как меняется содержание имеющихся - "лемеха" или "фахверка". Фахверк, например, сохраняет свое значение, но заполняется уже не кирпичом, а стеклом. Лемех же - в продолжение традиции, по которой им облицовывали криволинейные поверхности куполов - покрывает круглые стены загородного отеля… Но на выставке присутствуют и более широкие понятия. "Прозрачность", "трансформируемость", "атектоничность" - и остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XI века! Но это не только демонстрация древности (а, значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура - вне времени. В отличие от каменной (кирпичной, железной, стеклянной), она живет по своим законам. Конечно, и она меняется: становится выше, больше, тоньше, зависает консолями и закручивается жгутом, но при этом сохраняет нечто неизменное. Это "нечто" - соотнесенность с живой природой - с лесом, с деревом, с растением. Тут ведь уже само слово - ответ. "Дерево" - оно и лес, и дом. Деревянный дом - плоть от плоти природы. И она ведь не умирает в нем, а продолжает жить, дышать и даже стареет - красиво. Колоннада неслучайно похожа на просеку в лесу, пагода - на цветок лотоса, а гонт - на шишку. Они изначально устроены по тому же принципу: крыша - как гриб, ярусы - как ветви, фахверк - как лист ландыша. Но, кроме того, в случае с деревянной архитектурой, эти сооружения сохраняют ту же гармонию пропорций: ибо сделаны из того же материала. И как размер бревна определял размер избы, так срок жизни дерева определял срок жизни дома. Это тесное переплетение начала и конца и создавало ту гармонию, которой исполнена старая деревянная архитектура. Впечатляет пара, иллюстрирующая тему "прозрачности". Два храма, оба в Японии, один - 1053 года, другой - 2000! Да, конечно, мы знаем, что деревянные строения неоднократно перебирались, и их датировки порой условны. Но разве одно то, что бревна менялись, а образ при этом тщательно сохранялся - не говорит об уникальных возможностях дерева? Не менее любопытны и переклички между национальными школами, и то, как кочуют традиции - когда, например, японец Шигеру Бан строит во Франции музей современного искусства, транслирующий тему японской пагоды… И характерно, что свои законы у деревянной архитектуры во всем. Даже звезды здесь - свои. Да, признанные мэтры тоже ценят дерево: Тадао Андо, Петер Цумтор, Ренцо Пиано. Но все же первую скрипку играют именно мастера деревянного зодчества: Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Не уступают им в изобретательности и российские мастера: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Основным же полигоном для их экспериментов является подмосковный курорт "Пирогово" - который логично стал одним из партнеров выставки. Другим, по традиции, является компания Honka - которая не только уверенно лидирует на рынке деревянного домостроения, но и соединяет традиционный образ с новейшими технологиями, тем самым идеально вписываясь в концепцию выставки. |
||||
КУРОРТ
|
||||
![]() Купальные кабинки Брайтон, Мельбурн, Австралия Начало ХХ века Фото: Уилл Прайс |
![]() Застройка Завидкина мыса Московская обл., курорт "Пирогово" Архитектор: Евгений Асс ("архитекторы асс") 2005 Фото: Владимир Паперный |
Общественный
курорт - великое завоевание демократии. На пляже все равны (как и в
бане). Что, впрочем, не отрицает индивидуальных особенностей. Комплекс
кабинок на брайтонском пляже замечательно отражает это единство многообразия.
Все кабинки - разного цвета и даже с разным устройством фасадов, но
при этом - одного размера. Пироговский курорт - не самое демократическое
место на свете, тем замечательнее, что сама по себе концепция береговой
застройки возвращает эту архитектуру (которая могла бы быть сколько
угодно дорогой и разнокалиберной) к тому же единству. Домики все разные
(дом-кабриолет, дом-лимузин, дом-шкаф), сделаны разными архитекторами
(правда, из числа самых лучших), но модуль при этом общий. Как, конечно,
и материал. Который как нельзя лучше соответствует идеологии здорового,
природного, экологичного - хотя и рассчитаного на уик-энд, то есть временного.
|
||
ФАХВЕРК
|
||||
![]() Жилой дом Амьен, Франция XV век Фото: Уилл Прайс |
![]() Жилой дом Франция Архитектор: Эрик Пасе 2004 Фото: Eric Pace |
Фахверк
(от немецкого Fachwerk: Fach - "панель", "секция", Werk - "сооружение",
"система") - тип конструкции, где несущую функцию выполняет деревянный
каркас, ограждающую - заполнение глиной или кирпичом. Был популярен
в средневековой Европе (XII-XVII вв.), достигнув художественных высот
в жанре городского дома. Эрик Пасе фахверк, скорее, имитирует: хотя
каркас у здания деревянный, наружные стены не являются несущими. Но,
воссоздавая образ фахверкового дома, не нарушающего сложившуюся морфологию
небольшого старинного городка, Пасе изящно обозначает современность,
заполняя проемы между стойками стеклом.
|
||
ПАГОДА
|
||||
![]() Колокольня Тодайдзи, Япония Архитектор: Эйсай XIII век Фото: Уилл Прайс |
![]() Центр Помпиду-Метц Метц, Франция Архитектор: Шигеру Бан 2010 Фото: Roland Halbe |
Самая
очевидная особенность деревянной архитектуры Дальнего Востока - криволинейная
крыша. Эта форма произошла от заостренных кверху индийских ступ, а ее
сложность и разнообразие стали возможны благодаря оригинальной конструкции.
Ее части соединяются способом "шип в гнездо" и образуют кронштейны,
на которые ложатся балки. Каждая такая консоль установлена на отдельной
колонне - поэтому крыша не рушится даже при регулярных землетрясениях.
Во Франции такой проблемы вроде бы нет, да и эстетика буддизм никак
не связана с современным искусством. Но трудно не признать его шедевром
(затмевающим саму коллекцию) умопомрачительную крышу из клееных балок,
которую придумал самый актуальный японский архитектор Шигеру Бан.
|
||
Организатор:
АРХИWOOD Фотограф:
Уилл Прайс Видео:
Александр Горенков Дружеское участие и поддержка проекта: Николай Белоусов, Александр Ежков, Артем Кузнецов, Александр Львовский, Анна Малинина, Анна Миронова, Александр Острогорский, Мария Седова, Мария Фадеева. |
||||
Адрес
музея: 119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5 Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад» Справки по телефону: + 7 (495) 697-38-74 Залы музея открыты с 11:00 до 19:00 Кассы работают до 18.00 |
||||
Web-site: www.muar.ru |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||