|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Фестиваль
"АрхКузница 2013": Каждый сам кузнец.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Организаторы: Масштабный проект [фонд] «Про.Движение» + арт парк «Никола-Ленивец». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"АрхКузница-2013": Каждый сам кузнец 24 июля в арт-парке
Никола-Ленивец завершилась "АрхКузница" - архитектурно-кузнечный
фестиваль, во время которого участники могут не только овладеть непривычным
материалом, но и проникнуться ощущением безграничной творческой свободы.
Проект "АрхКузница" зародился у куратора Петра Виноградова и его фонда "Про.Движение" около четырех лет назад, и летом 2010 года в Ульяновске прошла первая "Кузница". Лозунг для события был выбран лаконичный и провокационный - "Куй!" Спустя три года фестиваль подрос, заручился поддержкой основателя Никола-Ленивца художника Николая Полисского и прошел под лозунгом "Куй2". То есть опять куй, но уже в квадрате.
Как и все, что делается от души, "АрхКузница-2013" организовалась быстро. За два месяца на сайте "Про.Движения" объявили прием заявок, затем участники собрались в Никола-Ленивце, придумали проекты и реализовали их. На весь цикл, от идеи до воплощения, давалось две недели. Всего в фестивале участвовало около тридцати человек, сделавших двенадцать объектов. Участники жили в предоставленных Никола-Ленивцем палатках, общались, учились работать с металлом, слушали лекции, строили и понемногу дичали. Поэтому к торжественному съезду гостей и журналистов территория бывшего механического двора деревни Звизжи, уставленная металлическими объектами, начала немного напоминать кадры "Сталкера" не только антуражем, но и населением. Своеобразным гением места стал Максим Дудкин, архитектор из Ярославля. В день закрытия фестиваля он щеголял в костюме, сделанном для него участницей "Кузницы" Светланой Мамчур: на спине поверх телогрейки красовались ржавые металлические баллоны с торчащими вверх шлангами, а глаза закрывали большие "стрекозиные" очки из мелкой сетки.
Темой фестиваля был объявлен "Русский космизм". Хотя организаторы довольно далеко отошли в трактовке этого понятия от Федорова и Циолковского. Всем собравшимся надлежало проникнуться патриотическими чувствами и вспомнить, кто именно открыл космос. А потом представить, что могло бы быть запущено в этот самый космос, если бы в советское время руководствовались русской идеей. В таком сюрреалистическом космосе по соседству с первым спутником и почти кремлевской звездой оказалась граненая металлическая матрешка и управляемый летающий валенок. В крайности решили не впадать: никаких водок, медведей и балалаек. Но здоровый китч присутствовал повсеместно. По легенде, пространство механического двора, устланное бетонными блоками, стало своеобразной точкой притяжения этих объектов - все они упали на небольшой пятачок земли в Калужской области. И здесь география сработала на дальнейшее развертывание метафоры: Калужская область, Циолковский, космическая фантастика.
Несмотря на достаточно вольное понимание русского космизма, идея Федорова о спасении мира путем объединения вокруг общего дела вдохновителями "Кузницы" не была. Когда Петра Виноградова спросили, какова основная мысль фестиваля, он произнес длинную эмоциональную речь о том, что наболело, наверное, у всех, не только у архитекторов: "Все проекты фестиваля показывают, что есть люди, готовые сорваться и за две недели сделать безумные вещи. Не на заказ и не ради денег, а просто для себя. Мы всегда работаем на заказчика, а здесь мы работаем на биосферу". Нужно признать, что, несмотря на небольшой срок - всего две недели - проекты действительно получились не только качественными, но и осмысленными. Все объекты можно условно разделить на три группы: более-менее натуралистичные, сюрреалистические и аллегорические. К первому разделу относится, например, "Спутник-1" Тимофея Шапкина, Олега Зускова, Анатолия Пряхина, Алана Джибилова и Амира Карданова. Этот спутник уж очень похож на тот, первый, который улетел в далеком 1957 году. Только чуть больше в диаметре - по словам авторов, "немного подрос".
Пятиконечная "Звезда" Евгения Желвакова - накрепко сваренный из толстых листов металла объект в человеческий рост, выделяющийся из всех остальных четкими линиями и добротными швами. Первая ассоциация очевидна, особенно когда в темноте звезда подсвечивается красным светом. Представляя ее, Петр Виноградов сказал: "Это намек на то прошлое, в котором полет наших спутников был важным событием, которое показывали по телевизору. Теперь спутники совсем не всенародная тема, за их жизнью уже никто не следит".
Сюда же можно отнести и "Телескоп", созданный командой кураторов "АрхКузницы": Арсенией Новиковой, Петром Виноградовым, Юрием Гетманом, Александром Юшкевичем, Ильей Хваном, Иваном Лебедевым и Сергеем Романовым. "Телескоп" наискосок прорезает стену кирпичного ангара так, что понять, что это, нельзя ни снаружи, ни изнутри. Объект открывается только тогда, когда обе его части вдруг сопоставляются в голове зрителя.
К сюрреалистическим объектам стоит отнести "Бионическую матрешку", "Космический валенок" и "Летающую тарелку". Избитые символы здесь получили совсем иное прочтение. "Бионическая матрешка" Ильи Скуратова, Владимира Стребаня и Василия Татарского скорее похожа на граненый заостренный книзу снаряд. Согласно авторской концепции, она должна быть поставлена под наклоном - как будто собирается взлететь или только что приземлилась. Но на реализацию проекта, требующего кропотливого исполнения, времени не хватило. Матрешка была доделана уже после окончания фестиваля, а во время презентации еще состояла из двух не сваренных между собой половинок. Илья Скуратов, за две недели, видимо, окончательно ушедший в мир идей, так представляет свою работу: "Это материнская форма жизни и образ вечной вселенской любви". Помогал архитекторам "феноменальный мастер" Владимир Стребань, делавший "Бобур".
Самым масштабным объектом "Кузницы" получился "Космический валенок" Ивана Максимова, Алексея Лоптева и Анны Смирновой. Валенок высотой в несколько метров состоит из тонких металлических трубочек, расположенных так, что внутрь конструкции можно забраться. Авторы утверждают, что их проект - напоминание о тех ракетах из арматуры, которые раньше стояли в каждом дворе. Функциональная преемственность стала очевидна, когда все собравшиеся дети устремились внутрь валенка, чтобы покрутить руль.
Одним из самых занятных объектов можно назвать "Летающую тарелку" ("Супстанцию") Светланы Мамчур и Василия Татарского. Трехметровый диск из арматуры как будто врезался в край крыши, пущенный неловкой рукой. А в стену под ним, как дротики, вошли обычные металлические ложки. "Летающая тарелка", снабженная "летающими" ложками стала самым динамичным объектом "Кузницы".
Наиболее поэтическим объектами фестиваля стали "Своя вселенная" и "Лестница в небо". "Своя вселенная" ("Сусвет") Лидии Лесняковой, Дениса Кнырко, Анны Смирновой и Александра Юшкевича - это сложная конструкция, в основании которой находится зеркало - по мысли авторов, своеобразная призма, через которую мы видим вселенную, каждый по-своему.
"Лестница в небо" Андрея Саарома и Алексея Бачинского получилась самым высоким сооружением "Кузницы". Это металлическая башня, постепенно переходящая в импровизированный маяк и завершающаяся антенной. Представляя свой объект, авторы объяснили: "Обычная лестница не может довести до неба, нужна специальная. Потому что чем выше мы поднимаемся, тем нам сложнее - вокруг становится все больше небесного и остается все меньше земного".
Сюда же можно отнести "ДНК" Ники Петрухиной и Василия Татарского. Это двойная угловатая спираль, сохраняющая форму благодаря тонким металлическим тросам, удерживающим всю конструкцию в наклонном положении. Получилось не слишком зрелищное, но очень непростое с инженерной точки зрение сооружение, вся сложность которого открывается только при внимательном рассмотрении. По словам Ники Петрухиной, "металл свернулся таким причудливым образом, побывав во вселенной".
Не все объекты получились такими, какими задумывались. Помимо уже упомянутой "Матрешки", на окончание которой не хватило времени, на старте развалилась ракета из сена ("Стела русскому космизму" Анатолия Пряхина, Алана Джибилова и Амира Карданова), которая должна была стать самым высоким объектом, но осталась лежать, демонстрируя посетителям свои ступени по отдельности. Это нормальная ситуация: ни на одном таком фестивале не бывает полной завершенности - чем сложнее и интереснее объект, тем больше шансов, что авторы не успеют его доделать. Но дело не в этом. В фестивалях, подобных "АрхКузнице", участвуют не ради статуса, побед и заказов, а для того, чтобы хотя бы две недели почувствовать себя абсолютно свободными и счастливыми.
Команда ARCHITIME.RU выступила информационным партнером фестиваля и представила собравшимся новый конкурс для архитекторов от компании BRAER. Участникам "Кузницы" раздали памятные сувениры - часы ARCHITIME. Когда на улице стемнело, включилась подсветка объектов, отчего они стали выглядеть совсем неземными. Ближе к ночи начался праздничный концерт группы "Чувство юмора" и DJ Шмель. А самые стойкие гости фестиваля даже дождались небольшой драки. Никто из участников сильно не пострадал. ©
Анна Слапиня, ARCHITIME.RU
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
________________________________________________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О
ФЕСТИВАЛЕ
В рамках фестиваля участники под руководством кураторов создают прототипы масштабных арт-объектов, которые по итогам презентуются в Никола-Ленивце, а впоследствии планируется установить в публичных пространствах Москвы и Калуги. Фестиваль также носит и образовательный характер – эксперты в области скульптуры и архитектуры прочитают открытые лекции для гостей и участников проекта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||