 |
|
Напомним,
что Дом Мельникова имеет тяжелую судьбу в юридическом смысле.
Судебные конфликты вокруг этого памятника продолжаются более пяти
лет. Одна половина Дома была приобретена сенатором Сергеем Гордеевым
у потомков сестры сына Константина Мельникова - Виктора Мельникова,
в дальнейшем передана в оперативное управление Государственному
музею архитектуры им. А.В. Щусева. Вторая половина продолжает
оставаться предметом судебного конфликта - право собственности
Елены Мельниковой оспаривает ее родная сестра Екатерина Каринская.
В связи с этим Музей архитектуры при поддержке Министерства культуры
Российской Федерации, Росимущества, представляющим интересы государства,
выдвинул проект мирового соглашения, который был представлен на
пресс-конференции, проходившей в музее 29 июня. Его суть в том,
что Елена Мельникова передает половину Дома в дар государству:
Музею архитектуры, с тем, чтобы сохранить Дом и создать там музей.
Екатерина Каринская отказывается от своих претензий. Таким образом,
Дом должен полностью перейти в государственную собственность и
только после этого можно говорить о проведение необходимых реставрационных
работ и последующим создании мемориального музея К. Мельникова.
Пока
эта ситуация не разрешена, говорить о создании музея не приходится.
Елена
Мельникова прокомментировала сложившуюся ситуацию следующим
образом:
Яна
Лебедева: расскажите, пожалуйста, поподробнее о первоначальном
договоре дарения и возможности создания музея?
|
Дом
Мельникова. Фото из архива Музея архитектуры им. Щусева
|
|
|
Елена
Мельникова: По этому вопросу, мой отец, Виктор Мельников в течение
нескольких лет консультировался с разными специалистами. В результате
в апреле 2004 года был составлен договор дарения, по которому 1/2 долю
в праве собственности на Дом он передал мне.
В конце сентября
- начале октября была создана комиссия в Москомархитектуре, на которой
решался вопрос о сохранении памятника и создании музея на базе дома
- мастерской архитектора К. Мельникова. Музей должен был стать структурным
подразделением Музейного объединения "Музей истории Москвы".
Как только Каринская об этом узнала, она тут же инициировала судебный
процесс, сказав отцу, что я, якобы, хочу все продать и благодаря этому
суду музей истории Москвы отказался от создания музея.
В 2005 году Музей
истории Москвы официально отказался участвовать в проекте создания музея
архитектора К. Мельникова в качестве своего структурного подразделения,
мотивировав это существующими на протяжении многих лет нерешенными правовыми
и финансовыми вопросами между наследниками.
 |
|
Я.Л.:
Елена Викторовна, почему завещание стало предметом конфликта?
Е.М.:
На сегодняшний момент в судебном деле имеются пять вариантов
завещаний Виктора Мельникова. По трем из них, датированным 2004
годом, мой отец передал мне права на все свое имущество, включая
1/2 долю в праве собственности на Дом, а также авторские права
и творческое наследие, как свое, так и своего отца. Моя сестра,
Екатерина Каринская, была лишена наследства. В завещание значится:
"…а свою дочь, гр. Каринскую Екатерину Викторовну я наследства
лишаю в связи с отказом ей в доверии и считаю ее недостойной
наследницей".
Два следующих
завещания, датированные 2005 годом, были составлены в пользу
государства. Но, в соответствии с текстом, исполнителем завещаний
назначена Екатерина Каринская. Завещания, составленные таким
образом, являются практически неисполнимыми. Это, в первую очередь,
касается их некорректной формулировки - неправильно указаны
объемы переданного имущества: в документе говорится о передаче
целого дома, хотя мой отец являлся обладателем лишь 1/2 указанного
владения. Что касается остального имущества: творческое наследие
отца и сына Мельниковых - он завещает его государству при условии
создания музея отца и сына Мельникова, а впоследствии передаче
в оперативное управление созданному музею. Но создание музея
остается невозможным, пока у Дома не будет один собственник
в лице государства.
Таким
образом, вопрос с наследством остается не решенным до сих пор.
Я.Л.:
Как вы сейчас оцениваете техническое состояние Дома Мельникова
и проводились ли раннее реставрационные работы?
|
К.
Мельников. Фото из архива Музея архитектуры им. Щусева
|
|
Е.М.: Реставрационные
работы, проводившиеся в 1989-1997 годы, сопровождались грубыми нарушениями
правил реставрации памятников архитектуры. В результате проведенных
работ и последствий, выявленных в процессе эксплуатации, состояние Дома
внушает тревогу. По моему мнению, дом находится в аварийном состоянии
и требует скорейшей реставрации.
Я.Л.: Как Вы
относитесь к тому, что музея Константина Мельникова, возможно, станет
филиалом Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева?
Е.М.: Создание
государственного музея возможно только после передачи всего здания в
госсобственность. В дальнейшем возможно осуществление передачи музея
в оперативное управление Музею архитектуры, который, на мой взгляд,
является единственным профильным учреждением, со дня своего основания
занимающимся охраной и сохранением объектов архитектурного наследия.
Яна
Лебедева

Дом Мельникова.
Фото из архива Музея архитектуры им. Щусева
|