Инсталляция, дизайн, временная архитектура - произведения
британской студии Architects of Air находятся где-то на стыке этих направлений.
Основатель студии Алан Паркинсон с 1980-х годов экспериментирует с пневматическими
конструкциями и с тех пор разработал неповторимый творческий стиль,
основанный на уникальном языке форм. Его надувные лабиринты пользуются
популярностью не только среди зрителей, но и среди дизайнеров, которые
изучают потенциал архитектуры по этим временным конструкциям. Что же
ждет людей, входящих в загадочные пространства, созданные Architects
of Air?
Инсталляция, дизайн, ландшафтное проектирование, архитектура
- что нужно для успеха в любой из этих сфер творчества? "Умение
удивляться и жажда исследований" - вот ответ Алана Паркинсона.
"Мы очень часто не замечаем фантастических вещей или не придаем
им значения, потому что встречаемся с ними каждый день. Лично меня всегда
поражал феномен света, особенно его способность менять пространство.
В своем творчестве я всегда старался поделиться этим удивлением с окружающими,
позволить им по-новому взглянуть на мир вокруг. Мне очень нравится исламская
архитектура - ее геометрию прекрасно можно интерпретировать с помощью
пневматических конструкций. Но источники моего вдохновения самые разные:
природные формы, готика, геометрия, древняя мифология", - рассказал
Алан Паркинсон.
Концепция последнего проекта Architects of Air как раз
основана на греческой мифологии. Надувной лабиринт Daedalum был установлен
в лондонском Королевском доке Альберта в рамках фестиваля "Greenwich
+ Docklands", где инсталляция, дизайн и уличное искусство собраны
на одной площадке. За основу Daedalum взят Лабиринт Миноса с его запутанными,
кажущимися бесконечными, коридорами. Эта пневматическая ПВХ конструкция
состоит из 19 куполообразных пространств, плавно перетекающих друг в
друга. Линии пересечения создают необычные перспективы, дополняемые
различными цветами и источниками света.
Но основная фишка лабиринта - это две крупные структуры,
занимающие участок длиной 47 метров и шириной 31 метр. Они разработаны
сыном Алана Паркинсона и носят названия "Дерево Меко" и "Главный
купол". Это самые открытые пространства лабиринта. Дерево представляет
собой группу огромных пузырьков над головами посетителей. А Главный
купол увенчан узором из 600 кусочков ткани и предназначен для создания
внутри различных цветов, меняющихся вслед за движением солнца. Его конструкция
вдохновлена римским Пантеоном.
Алан Паркинсон считает, что временные надувные конструкции это не просто
инсталляция, дизайн и инженерия в одном флаконе. Они позволяют исследовать,
какой должна быть архитектура, так как сталкиваться с практическими
проблемами, которых нет в чисто теоретических проектах. "Мы должны учитывать параметры, с которыми взаимодействует реальная
архитектура: прочность, ветровая нагрузка, влажность и температура воздуха,
доступность для людей с ограниченными возможностями. Надувная конструкция
из единого огромного куска материала не позволяет отделить функцию от
формы. Здесь материал должен работать и визуально, и конструктивно",
- пояснил архитектор.
Цикл структур Architects of Air, куда входит Daedalum, называется Luminiaria.
С 1992 года разные конструкции были представлены в 40 странах на 5 континентах.
Зрителей эти лабиринты привлекают тем, что здесь инсталляция, дизайн
и архитектура сплетаются воедино.