
Фото © Danae Santibanez
Восьмидесятисемилетний Арата
Исодзаки по праву считается одним из самых влиятельных послевоенных
архитекторов Японии. Обширный список его наград 5 марта 2019 года
пополнился Притцкеровской премией. Жюри премии особенно отметило
тот факт, что, несмотря на большое количество работ, архитектор
никогда не повторялся в своем творчестве и всегда искал что-то новое.
О творческих принципах Арата Исодзаки и о самых значимых проектах
мастера, которого почти с самого начала карьеры стали называть "архитектурным
провидцем", читайте в нашей статье...
Своим первым опытом в архитектуре Исодзаки называет столкновение
с пустотой и руинами родного города, который был разрушен во время
Второй мировой войны. "Мне было 12 лет, и именно тогда я
впервые задумался о том, каким образом люди могут восстановить свои
дома и города, - вспоминает архитектор. - Позднее, делая
первые шаги в профессии, чтобы найти наиболее подходящий способ
решения этой проблемы, я не мог остановиться на каком-то одном стиле.
Мой архитектурный почерк постоянно менялся. Как ни парадоксально,
именно эти постоянные поиски и стали моим стилем".
Многие специалисты называют формальный язык, который характеризует
большую часть работ Арата
Исодзаки, сочетанием брутализма и архитектуры метаболизма, которая
соединяет идеи индивидуального развития живого организма с эстетикой
футуристических структур. Кроме того, архитектор всегда стремился
убедить те страны, которые имеют давние традиции в архитектуре,
распространять их, одновременно учась у всего мира.
"Исодзаки обладает уникальной способностью понимать архитектурный
контекст во всей его сложности и создавать замечательное, хорошо
продуманное и вдохновляющее здание, которое органично во всем от
внутренних пространств до сомасштабности городу. Он является одной
из самых влиятельных фигур в современном мире архитектуры, потому
что находится в постоянном поиске, не боится перемен и воплощает
новые идеи. Его работа основывается на глубоком понимании не только
архитектуры, но и философии, истории, теории и культуры. Он объединил
Восток и Запад не путем мимики или коллажа, а путем создания новых
путей", - так прокомментировало свое решение жюри премии.
Но лучше всего об архитекторе могут рассказать его работы:
Музей Domus, Испания,
1995 |
Научный музей Domus, который ранее назывался Casa del Hombre, спроектирован
Исодзаки совместно с Сезаром Портелой. У здания массивные гранитные
стены и один изогнутый фасад, состоящий из 6600 сланцевых плиток.
Эти плитки окружают ряд выставочных площадок, расположенных над
платформами и соединенными пандусами.
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
Art Tower Mito, Ибараки,
Япония, 1990 |
Art Tower Mito возводилась, чтобы отпраздновать столетие муниципалитета
Мито. Вдохновленная скульпторами, в том числе Бранкузи и Исаму Ногучи,
Art Tower Mito имеет высоту 300 футов и состоит из 56 треугольных
панелей.
 |
Фото ©Yasuhiro Ishimoto
|
|
Nara Centennial Hall, Нара, Япония,
1999 |
Проект этого здания, которое красноречиво сочетает в себе прошлое,
настоящее и будущее, победил в международном конкурсе на строительство
многофункционального общественного пространства. Его реализация
была завершена к столетию муниципалитета. Учитывая местоположение,
здание спроектировано как самостоятельный монолит. Дизайн фасада,
благодаря своей наклонной форме и серой керамической плитке, также
перекликается с соседним Храмом Тодайдзи (734 г. н.э.). Интерьеры
комплекса были довольно универсальны, чтобы с легкостью приспосабливаться
для различных мероприятий: конференций, выставок, семинаров и т.д.
 |
|
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
Ceramic Park Mino, Япония,
2002 |
Этот музей керамики, который включает в себя галереи, конференц-залы,
чайные и общественную мастерскую, расположен в каскадной долине.
Он сохраняет окружающую растительность и служит продолжением топографии
через открытые террасы, смотровые площадки и одну стеклянную стену.
Два световых короба, которые поднимаются из здания, намекают на
экспозицию внутри. Повсюду используются керамические кирпичи и плитка,
а маятниковые конструкции и подвесные опоры защищают галереи от
землетрясений, охраняя, таким образом, содержимое музея. Исодзаки
выбрал камни разного цвета, чтобы экстерьер музея и прилегающих
зданий был похож на местные глиняные карьеры.
 |
|
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
The Museum of Modern Art, Гунма,
Япония, 1974 |
Музей Современного Искусства в Гунме был первым из музейных комплексом
Исодзаки и основан на концепции архитектора "художественная
галерея как пустота". Он состоит из системы кубов, которые
образуют основной прямоугольный остов с двумя выступающими крыльями.
Концепция куба распространяется на внутренние пространства, такие
как лобби и галереи, а также на внешние области, включая отражающий
бассейн.
 |
|
 |
Фото ©Yasuhiro Ishimoto
|
|
Ark Nova или "новый ковчег", был заказан к фестивалю
в Люцерне и разработан Анишем Капуром и Исодзаки как реакция на
стихийное бедствие. Полиэфирная мембрана с ПВХ-покрытием, напоминающая
шарообразную структуру, быстро надувается и спускается, что позволяет
транспортировать этот концертный зал из одного места в другое. Первоначально
он путешествовал по районам, пострадавшим от землетрясения и цунами
в Тохоку 2011 года. Надувное мобильное концертное заведение может
вместить аудиторию до 500 гостей и стало символом духа восстановления.
 |
|
 |
Фото © Iwan Baan
|
|
|