Во всем мире принято считать Тадж-Махал символом любви.
При этом у многих название "Тадж-Махал" ассоциируется лишь
с мавзолеем, облицованным белым мрамором. На самом деле все не так просто.
Тадж-Махал - это целый архитектурный комплекс, а мотивом для его постройки
стала не только дань памяти умершей жене Шаха Джахана. Что же символизирует
это величественное здание, ставшее настоящим чудом инженерии своего
времени? Так ли идеальна его симметрия? И почему Тадж-Махал, ставший
символом Индии, нельзя считать полноценным символом индийской архитектуры?
Об этом читайте в нашей статье…
Тадж-Махал - это целый архитектурный комплекс, раскинувшийся
по обе стороны реки Ямуна. Миллионы туристов, посещающие его каждый
год, начинают свой путь с Базара (Тадж Ганжи), затем проходят через
внешний двор и предстают перед Великими воротами, построенными из красного
песчаника с вкраплениями белого мрамора. Войдя в них, попадаешь в Сад
(Charbagh), посередине которого находится бассейн с сотней фонтанов.
Этот сад ведет к главной достопримечательности комплекса - Мавзолею,
полностью облицованному белым мрамором. По обе стороны от мавзолея построены
два абсолютно идентичных здания из красного песчаника: гостевой дом
и мечеть. А за ним, на другом берегу реки Ямуна - еще один сад, который
носит название "Лунный свет".
Идея построить Тадж-Махал принадлежит Шаху Джахану,
который тем самым хотел почтить память свой жены Муматаз-Махал, скончавшейся
после родов их четырнадцатого ребенка. Сам мавзолей является ее усыпальницей.
Но любовь, далеко не единственный мотив, заложенный в основу проекта.
Шах был представителем ислама, владеющим индуистскими землями, и с помощью
архитектуры стремился продемонстрировать свое величие и величие своей
веры. Поэтому Тадж-Махал имеет мало общего с традиционной храмовой архитектурой
Индии. Архитектурный стиль комплекса - синтез традиционной исламской
архитектуры и ее местных аналогов.
Мавзолей стоит на платформе в 9 тысяч квадратных метров.
По ее углам расположены 4 минарета выстой 42 метра. Они чуть-чуть наклонены
в сторону от мавзолея. Это сделано намерено, чтобы в случае разрушения
башни не повредили усыпальницу. Вообще минареты свойственны ближневосточным
мечетям, заостренные арки над окнами и воротами - отсылка к архитектуре
Древнего Ирана, а узоры на стенах: отрывки из Корана и природные мотивы
также характерные для архитектуры ислама.
Сам мавзолей построен из красного песчаника и лишь облицован
белым мрамором. Соотношение этих материалов примерно 20 к 1. Полутонные
мраморные плиты крепятся к четырехметровым кирпичным стенам с помощью
металлических штырей. Цвет фасада также имеет символическое значение
- это уже отсылка к индуистским традициям. Белый - цвет характерный
для жилищ брахманов (каста священников).
Главная архитектурная особенность комплекса Тадж-Махал
- это симметрия ансамбля. В то время двухсторонняя симметрия с доминирующим
центральным акцентом считалась прерогативой архитектуры зданий для правителей
и символизировала абсолютную власть, обеспечивающую равновесие и гармонию.
И все же Тадж-Махал не совсем симметричен, хотя на первый
взгляд это незаметно. Но если приглядеться к фотографиям, то можно заметить,
что венец мавзолея - купол, диаметром 18 метров, - не идеален. По подсчетам
ученых разница между его левой и правой стороной - примерно метр. Но
строителей упрекать не стоит, ведь современные исследователи до сих
пор не пришли к однозначному мнению, как вообще удалось возвести эту
конструкцию в XVII веке.
Есть в мавзолее и еще один ассиметричный элемент - это
саркофаги. По поводу их расположения тоже существует множество версий.
Но хочется верить, что Шах Джахан намеренно нарушил идеальную архитектурную
симметрию лишь для того, чтобы после смерти быть рядом со своей любимой.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: tajmahal.gov.in, britannica.com, whc.unesco.org, thoughtco.com
|