РЕЛИГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
"Урбанизация" и "Церковная архитектура"
- казалось бы, эти два понятия имеют не так много точек пересечения.
Тем не менее, своим появлением, Мэритон-Грейндж - самый масштабный в
Европе современный монастырский комплекс - обязан именно активному развитию
района Западного Дебри, где ранее находилась обитель ордена кармелиток.
По мере появления здесь многоэтажных жилых домов, непосредственно примыкающих
к саду обители - месту для молитв и размышлений - монахиням все сложнее
было вести привычный образ жизни. Им все сильнее мешал шум соседей и
их совсем не аскетическое поведение.
После решения о переезде, представительницы ордена кармелиток
очень долго выбирали архитекторов для строительства своего нового дома.
В конце концов они остановились на британском архитектурном бюро Austin-Smith:Lord,
имеющем внушительный опыт реставрации, реконструкции и перестройки на
современный лад церковных зданий. Причем в данном случае заказчик вовсе
не был консервативным, а наоборот, поощрял творческий поиск архитекторов
в современной интерпретации монашеских традиций.
Это неудивительно, ведь кармелиты - именно тот орден,
который внес ощутимый вклад в развитие искусства итальянского Возрождения.
Именно они, одними из первых, отказались от господствовавшей в те времена
готики в пользу экспериментальных архитектурных работ.
ВЫБОР СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
"В нашем понимании свет и тишина - базовые образы
церковной архитектуры, которая должна быть спокойной, упорядоченной
и возвышенной, - рассказали представители Austin-Smith:Lord. - Выбор
кирпичной кладки стал основополагающим для реализации данной концепции,
поскольку кирпичная архитектура надежная, вневременная, традиционная
и практичная. Цвет и текстура кирпича мягкие и богатые, он одинаково
хорошо подходит как для наружных, так и для внутренних стен",
- добавили архитекторы.
Кирпич в данном проекте используется в качестве основного
строительного материала. Однородные кирпичные поверхности, преимущественно
сформированные с использованием стандартной фламандской кладки, украшены
рельефными выступами, которые в течение дня изменяют внешний вид монастыря
в зависимости от угла падения солнечных лучей. Четкий, строго определенный
рисунок кладки, в сочетании со строгими металлическими решетками, подчеркивают
аккуратность и размеренность жизни в монастыре. Прямоугольные проемы
окон прорезают кирпичные стены, гармонирующие с дверьми, лестницами
и мебелью из светлого дерева. Сквозь эти окна, внутрь помещений проникает
большое количество солнечного света, создающего атмосферу умиротворения.
Цветовая палитра интерьеров довольно сдержана, как и подобает помещениям
монастыря. Здесь есть лишь несколько цветных акцентов: внутри здания
это абстрактные геометрические композиции витражей, а снаружи - цветы
и растения в саду.
Так как наибольшее значение кармелиты придают уединению
и молитве, а также созерцательности и ручному труду, лишь два помещения
комплекса открыты для представителей внешнего мира. Это церковь и дом
для гостей. В свою очередь трапезная, лазарет, библиотека, клуатр, мастерские,
скиты и кельи - предназначены лишь для монахинь.
УСТОЙЧИВЫЙ ДИЗАЙН
Монастыри всегда были "устойчивыми сообществами"
в самом широком смысле этого понятия. Конструкция Мэритон-Грейндж сводит
к минимуму потребности здания в энергии за счет использования естественной
вентиляции, дополнительной изоляции, максимально возможного естественного
освещения и возобновляемых источников энергии, таких как тепловой насос
наземного источника и нагрев воды с помощью солнечной энергии. Выбор
кирпича также был обусловлен стремлением к экологичности здания.
Сад монастыря носит не только декоративную функцию,
здесь монахини выращивают фрукты и овощи для своих скромных трапез.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: archilovers.com, architectsjournal.co.uk, austinsmithlord.com
|