|
Дворец спорта в Минске и его многочисленные копии |
|
||||||||
|
|
Дворец спорта в Минске был открыт в мае 1966 года и стал самым большим в то время дворцом с киноконцертным и спортивным залом в Белорусской ССР. Конструктивные решения были новаторскими не только для республики, но и для всего Советского Союза (асимметричное расположение зрителей, сцена на противоположной стороне, сборные трибуны в партере). Проект на основе дипломной работы Сергея Филимонова нашел поддержку у первого секретаря ЦК КПБ Кирилла Мазурова в конце 1962 года. Проектированием также занимались архитектор Валентин Малышев и 30-летний инженер В.В. Коржевский, на тот момент самый старший в группе. Как вспоминал Сергей Филимонов (цитата по news.tut.by), "...с работы я и Коржевский уходили в 11-12 часов вечера, а бывало, работали до 2-3 часов утра. И никаких выходных, праздников. За год мы выполнили громадный объем работы, выпустив только архитектурно-строительных чертежей более 1000. Многое переделывали по нескольку раз, поскольку проектных норм на такие сооружения в Союзе еще не было... А было огромное количество согласований со смежными институтами, совещаний и просто планировочной работы по объекту". Зрительный зал универсального назначения размером 60х66 м был рассчитан в 1960-х годах на 4000-6000 зрителей в зависимости от мероприятия (сейчас вместимость уменьшена в два раза). Два пространственных блока ферм длиной 61,5 м перекрывают зал в продольном направлении. На подвесном потолке есть специальное оборудование для театральных представлений. Здесь можно проводить соревнования по 22 видам спорта (хоккей, баскетбол, волейбол, бокс, легкая и тяжелая атлетика, фехтование и др.), концерты и киносеансы. Интерьеры вестибюля отделаны мрамором, а фасад - цветным закаленным стеклом (стемалитом серого цвета в сочетании с анодированным алюминием по каркасу). При строительстве и отделке объекта использовались современные технологии и материалы, такие как монолитный и сборный железобетон, анодированный алюминий, дерево, керамика (облицовочная плитка), фактурная штукатурка, стекло и стеклопластик (впервые применен при изготовлении кресел). Из-за высокого уровня грунтовых вод основание было выполнено из свай. Объем всего здания 100500 м3. Ритмичность главному фасаду с входом в вестибюль центральной трибуны задают вертикальные опоры, пересекаемые горизонтальной балкой, которая формирует открытый балкон на втором ярусе. Существует история, что жена французского художника Фернана Леже, уроженка Беларуси Надежда Ходасевич-Леже предлагала разместить на фронтоне главного фасада вторую часть мурала на спортивную тему своего мужа. Объемное мозаичное панно из смальты было выполнено художником в 1930 году для Олимпийского стадиона в Берлине, однако Леже, будучи коммунистом, впоследствии отказался выполнить заказ пришедших к власти фашистов. В итоге первая часть мурала была установлена на главном фасаде музея Фернана Леже в коммуне Биот, Франция. Подарок родине от Нади Леже не удался - власти отказались от данной идеи. Дворец спорта в Минске является частью огромного спортивного комплекса, куда входят также стадион на 15 тысяч зрителей, манеж для легкой атлетики, гостиница для спортсменов, открытые спортивные площадки, тренировочное поле с искусственным льдом. Вторая очередь строительства дворца спорта была разработана в 1975 году (арх. С. Филимонов, В. Щербина, инженер Б. Гамер), однако реализована по другому проекту уже в 1990-х годах. Новаторский проект минского Дворца спорта приобрел популярность и стал прообразом для аналогичных строений - в слегка измененном виде он был воспроизведен во многих советских городах в 60-х годах: в Вильнюсе (арх. Э. Хломаускас, Э. Ляндзбергис, Й. Крюкялис и др.), Челябинске (арх. Т.М. Эрвальд, инж. Л.Г. Збарская), Волгограде, Днепропетровске. Правда, в Литве считают, что проект дворца спорта в Вильнюсе (конкурс
1964 года, строительство закончено в 1971) послужил прототипом при
создании "брата" в Минске. Вот какая цитата приводится в
журнале "Строительство и архитектура" №7/2004 (автор Сигита
Немейкайте, статья "Поиск подвесного дворца"): "Это
достаточно болезненная история, – рассказывает архитектор Э. Хромаускас.
– Оригинальный литовский проект "одолжили" белорусы. Главный
архитектор Вильнюса, возвращаясь к себе на родину в Белоруссию, прихватил
множество эскизов, в том числе и эскиз по дворцу спорта".
Однако фамилии тех, кто "прихватил" и "скопировал"
не упоминаются. Кроме того, цитируется главный конструктор дворца
спорта в Вильнюсе, инженер Хенрикас Карвелис: "Вильнюсский
дворец спорта и концертов был построен примерно на пять лет позже
минского, но эти два здания значительно различаются. Наш дворец уникальным
делает его конструкция крыши, это своеобразно отразилось и подчеркнуло
архитектуру". Минский проект ДС – самый первый в СССР, по
облику – более брутальный и прямой; тогда как вильнюсский – плавный
и заостренный, с использованием вантовой конструкции при перекрытии
наклонной крыши (новаторский прием для своего времени; для сравнения,
в Минске крыша перекрыта мощными фермами).
|
|
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU ----------------------------------------- |
|
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||