Пале-Рояль в Париже - уникальный архитектурный комплекс
с точки зрения его трансформации. Построенный в XVII веке, как роскошная
частная резиденция кардинала Ришелье, Пале-Рояль неоднократно перестраивался,
в том числе и по довольно оригинальным причинам, совершенно не типичным
для своего времени. Поэтому арт-объекты и инсталляции, появившиеся на
площади перед дворцом в 1980-х годах и вызвавшие бурные общественные
дискуссии, сопоставимые со спорами вокруг Эйфелевой башни, вполне соответствуют
духу места данного исторического архитектурного пространства. Что же
это за инсталляции, и как со временем менялся Пале-Рояль? Об этом читайте
в нашей статье…
Изначально Пале-Рояль (в переводе с французского "Королевский
дворец") спроектировал французский архитектор Жак Лемерсье (1585-1654),
который c 1615 года носил звание королевского архитектора и известен
также своими работами по перестройке "Квадратного двора" Лувра
и возведению нескольких зданий Сорбонны. Свой архитектурный стиль он
окончательно сформировал после путешествия по Италии в 1607-1611 годах,
где познакомился с традициями римского классицизма и барокко, а также
флорентийского маньеризма. Собственно Пале-Рояль стал одним из ярких
примеров французской архитектуры барокко, поскольку его заказчик - кардинал
Ришелье - желал с помощью роскошной частной резиденции продемонстрировать
свою власть и положение. И изначально архитектурный ансамбль, куда входили
дворец, площадь и парк, назывался Пале-Кардиналь. Но в 1642 году, после
смерти кардинала, дворец стал собственностью королевской семьи и получил
соответствующее название - Пале-Рояль.
Однако со временем содержать такой роскошный дворец
становилось все накладнее, и в конце XVII века тогдашний владелец Пале-Рояль
Людовик XIV приказал построить новые корпуса, где могли бы разместиться
картинные галереи, магазины и даже игорные дома. Таким образом, к середине
XVIII века Пале-Рояль стал центром общественной жизни Парижа, в том
числе ночной жизни со всеми соответствующими развлечениями. А в 1784
году ко дворцу был пристроен корпус, в котором разместился знаменитый
театр Комеди Франсез. Это был один из первых случаев в истории, когда
дворец стал частично открыт для публики, что повлияло и на архитектурный
облик прилегающей территории. Например, для удобства посетителей сад
был окружен колоннадами, обрамленными аркадами.
Во время событий Французской революции в 1871 году Пале-Рояль
почти полностью сгорел, но уже через несколько лет был вновь отстроен,
как архитектурная достопримечательность. С тех пор внутри располагаются
различные правительственные учреждения.
Но это не мешает Пале-Рояль привлекать туристов и сегодня,
и дело не только в дворцовых садах. В 1980-х годах по инициативе Министерства
культуры, занимающего часть дворца, была произведена масштабная реконструкция
площади. Художник Даниэль Бюрен оформил территорию в стиле ультра-модерн,
разместив на ней 260 колонн разной высоты, облицованных черными и белыми
мраморными полосками. Это смелое решение художника было одной из первых
попыток интегрировать современное искусство в исторический архитектурный
контекст.
Поначалу парижане активно протестовали против такой
реконструкции, но сегодня Колонны Бюрена - неотъемлемая часть дворца,
и селфи на их фоне стало почти обязательным элементом прогулки по площади.
Кроме того, парижане даже придумали особую примету - если загадать желание
и забросить монетку на самую высокую из колонн, то оно обязательно сбудется.
Колонны Бюрена дополняют необычные фонтаны бельгийского
художника Поля Бюри. В них вода не поднимается вверх, а струится по
плоской площадке между металлическими шарами. И сегодня эти арт-объекты
привлекают не меньшее внимания к Пале-Рояль, чем магазины и галереи
на территории дворца в XVIII веке.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам domaine-palais-royal.fr, frenchmoments.eu, frenchparis.ru,
britannica.com
|