Хоббика - оригинальные детские игровые комплексы
 
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ Архитайм вконтакте architime во всех популярных соц.сетях Youtube-канал ARCHITIME.RU architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Архитектура: самые интересные постройки со всего мира, кинетическая архитектура, всемирно известные здания, тематические подборки

   АРХИТЕКТУРА С ЛИЦОМ. УНИКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ

Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау от Ренцо Пьяно

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
 

Название постройки: Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау / Cultural Center Jean Marie Tjibaou

Автор / архитектор: Ренцо Пьяно / Renzo Piano

Дата постройки: 1991 - 1998 г.г.

Место постройки:
Нумеа, Новая Каледония / Rue des accords de Mantignon, Noumea, New Caledonia

 

Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау был спроектирован архитектором Ренцо Пьяно для города Нумеа, в Новой Каледонии. Экономический эффект, который оказало его строительство, вполне сравнимо с последствиями возникновения Музея Гугенхайма в Бильбао. Главной целью создания культурного центра была демонстрация уважения к культуре коренного населения, к их истории, традициям, символам, которые длительное время находились под европейским гнетом, но все же частично были сохранены.

Такие города, как Сидней, Бильбао, Нумеа, известными стали внезапно, благодаря единичному архитектурному вмешательству в историю их развития. Такое явление было названо "эффектом Бильбао" в честь иконического музея, спроектированного архитектором Фрэнком Гери для испанского Бильбао, строительство которого привело к росту популярности города среди туристов и резкому экономическому подъему.

Нумеа - небольшой город (всего около 100 000 человек), столица тихоокеанского архипелага Новая Каледония. С одной стороны, он не так известен и не может без оговорок быть включен в список самых успешных и прославленных городов. Однако, экономический эффект, который оказало строительство культурного центра имени Жан-Мари Тжибау в Нумеа, вполне сравнимо с последствиями возникновения Музея Гугенхайма в Бильбао. Сразу после завершения строительства центра Новая Каледония попала в поле международного внимания. Здание принесло известность и экономический успех не только региону, но архитектору, его спроектировавшего - Ренцо Пьяно в 1998, в год завершения строительства, получил Притцкеровскую премию.

Правительство Новой Каледонии в 1991 году провело закрытый конкурс, победителем в котором был выбран архитектор Ренцо Пьяно. Проект был призван сгладить исторические разногласия между колонизаторами и народом Канаков - коренными жителями островов. В начале 19 века остров Гранд-Тер (Grande Terre) - самый большой остров Новой Каледонии - был захвачен французскими колонизаторами и пережил почти два столетия угнетения. В конце 20 века началась длительная и кровавая борьба за независимость канакского народа. Возглавлял ее Жан-Мари Тжибау, в честь которого и был назван Культурный центр в Нумеа. В результате 26 июня 1988 года были заключены Матиньонские соглашения, упраздняющие должность верховного комиссара, ранее осуществлявшего прямое управление Новой Каледонией. Революция не увенчалась успехом: полная независимость не была получена, а Тжибау был убит в мае 1989 года. Проект культурного центра был задуман как долгожданное признание угнетенного народа и финансировался французским правительством.

Центр Жана-Мари Тжибау был простроен примерно в 10 км от центра города, на территории природного заповедника, вдоль побережья, в окружении озер и мангровых зарослей - в местах необычайной красоты. Центр должен был демонстрировать культуру Канаков: историю, традиции, символы, которые находились под длительным европейским влиянием, но все же частично сохранились. Поэтому отправной точкой для проектирования центра явились традиции строительства канакских домов - их материал и круглые формы стали прототипом для создания деревянных оболочек культурного центра - "хижин". Их округлая форма и деревянная конструкция воплощает с одной стороны традиционные методы строительства, с другой стороны работает с текстурой окружающих деревьев.

Культурный центр Жана-Мари Тжибау состоит из десяти таких "хижин" разного размера и функций. Их высоты колеблются от 20 до 28 метров. Они объединены низкой одноэтажной реечной галерей из ироко, пробковой коры, стали и стекла. Они разделены на три функциональных блока - "села". В первом, расположены залы для постоянных и временных выставок, зрительный зал и амфитеатр лектория, во втором - административная зона, архив, библиотека и конференц-зал, в третьем - художественные студии танца, музыки, живописи и скульптуры.

Несмотря на проявленную контекстуальную чувствительность, архитекторы не смогли избежать концептуальных противоречий в проекте. Между технологической сложностью сооружения и традиционным искусством, которое в центре выставлено, существует фундаментальный смысловой и эстетический разрыв. Архитектура должна была стать посредником между сторонами, но не смогла разрешить политическую дилемму и скорее стала завесой, которая отвлекает от неразрешенного конфликта. Разрыв между технологией и традицией, по мнению теоретика архитектуры Кеннета Фремптона, всегда оказывается противоречием между локальной и глобальной культурой, что хорошо знакомо канакскому народу. Форма центра остаётся чуждой местной культуре Новой Каледонии.

В конечном счете, эти нерешенные социальные и политические вопросы являются ценой "эффекта Бильбао": даже лучшие архитекторы не способны снять принципиальные противоречия требований международного конкурса и устремлений локальной идентичности. Однако, усилия Ренцо Пьяно в Нумеа достойны восхищения, по многим причинам Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау является одним из лучших проектов своего времени.


Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: en.wikiarquitectura.com, archdaily.com и других открытых источников

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Ренцо Пьяно. Биография и основные работы
© 2007 - 2023, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Топ-10 книг про конструктивизм
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru