Церковь Света - одна из самых удивительных и одновременно
самых простых в плане формообразования построек Тадао Андо. Скромный
бюджет проекта не только не помешал архитектору создать настоящий
шедевр, а, наоборот, помог в полной мере раскрыть свой талант. Здесь
маэстро вопреки традициям японской культуры намеренно заострил противостояние
архитектуры и природы, построив проект на единстве и борьбе противоположностей.
О том, как Тадао Андо смог это выразить на языке архитектуры, почему
он всегда уделяет особое внимание работе со светом, и каким образом
архитектор перенес строительные леса в интерьер Церкви Света, читайте
в нашей статье…
Изначально Церковь Света не была самостоятельным проектом. Она возводилась,
как пристройка к существующей часовне и дому протестантского священника,
жившего в небольшом японском городе Ибараки. Строилась Церковь Света
на пожертвования прихожан. Собранная сумма была настолько скромна,
что ее не хватило бы на возведение деревянного здания, поэтому Тадао
Андо решил использовать свой любимый строительный материал - бетон.
Размеры здания получились довольно скромные: около 6 метров в ширину
и почти 18 в длину. Но это не помешало Церкви Света стать настолько
известной, что помолиться сюда до сих пор приезжают прихожане со всего
мира. В чем же ее секрет?
Тадао Андо считает, что главная задача архитектора - выделить и очистить
силу света. Именно естественный свет, постоянно меняющий интенсивность
и направление, позволяет зданию "жить". Поэтому проектируя
Церковь Света, Андо в первую очередь искал оригинальный способ проникновения
солнечных лучей в интерьер. Решение оказалось настолько простым, насколько
гениальным - в восточной стене сделан проем в форме креста. Через
него, особенно в часы утренней молитвы, солнечный свет проецируется
на грубое полотно стен из необработанного бетона и преображает внутренне
пространство. Таким образом, архитектор передает плотные и сложные
смыслы с помощью максимально простых архитектурных форм.
Церковь Света создавалось как здание контрастов - здесь через противопоставление
света и темноты, глухих бетонных стен без окон и пустоты интерьера,
брутальности бетона и эфемерности солнечных лучей отражается двойственность
природы. Архитектор намерено отказался от любых украшений интерьера,
чтобы прихожан ничего не отвлекало от молитвы. Даже скамейки внутри
сделаны из строительных лесов, которые использовались при возведении
стен.
Помимо основного пространства в Церкви Света предусмотрен притвор,
отделенный от основного здания L-образной стеной. Эта стена начинается
с восточной стороны церкви и проходит вдоль южного фасада, прорезая
его насквозь под углом 15 градусов. Это сделано для того, чтобы входящий
в церковь ненадолго остановился и тем самым настроился на молитву.
В 1999 Церковь Света была дополнена пристройкой, в которой расположилась
Воскресная школа.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам tadao-ando.com, ibaraki-kasugaoka-church.jp, archute.com,
us.arckit.com
|