Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта.
Oak Park, Иллинойс, США
|
Именно здесь жил знаменитый американский Пионер архитектуры
с женой и шестью детьми. Фрэнк
Ллойд Райт построил дом в 1889 году, женившись в 22 года и получив
кредит в размере 5000 долларов от своего работодателя Луиса Салливана.
Внешний облик дома начинающий архитектор выполнил в "Shingler Style"-
живописном стиле, распространенном в то время среди домов богатых семей
на Восточном побережье. Угадывается влияние Салливана - архитектура
дома упрощена, Райт ушел от принятых в округе "куполов-реп"
и "шпилей-штопоров", как он сам насмешливо называл дома соседей.
Фасад дома выделяется смелыми геометрическими формами - треугольным
фронтоном на прямоугольном основании, широкими ленточными окнами и сложной
формой веранды.
Позже, когда Райт начал свою собственную архитектурную практику, он
сделал к дому пристройку для дизайн-студии.
Сейчас здание является национальной исторической достопримечательностью.
Дом Мельникова. Кривоарбатский
переулок 10, Москва, Россия. |
Один из самых удивительных домов Москвы скрывается в
зелени Кривоарбатского переулка за простым деревянным забором. Это дом-мастерская
архитектора Константина
Мельникова.
Архитектор активно работал на благо городских и муниципальных служб
в 1920-х годах, создавая свои знаменитые клубы и гаражи. Моссовет выделил
архитектору землю и ссуду на 15 лет для постройки собственного дома
и мастерской. Предполагалось, что проект станет экспериментальной моделью.
Архитектор хотел опробовать идею круглого дома, которую он планировал
сделать прототипом секционных цилиндрических домов-коммун. Константин
Степанович исходил из того, что цилиндр обеспечивает наибольшую площадь
здания, минимизируя поверхность стен без прямых углов. Кроме того, возникла
острая нехватка материалов, и Мельников показал, как можно добиться
эффективности при минимальных затратах: он использовал кирпичную "сетку",
заполнив ее гексагональными окнами и обеспечив хорошее естественное
освещение в комнатах.
После завершения строительства дом стал настоящим местом паломничества
не только людей творческих профессий, но и всех желающих. Константин
Мельников жил в доме до своей смерти в 1974 году, а его сын - художник
Виктор Мельников проживал здесь до 2006 года. После смерти Виктора Константиновича
архитектурное творение его отца сопровождал ряд скандалов, связанных
с наследством. Сейчас дом находится в ведомстве Государственного музея
архитектуры им. А.В.Щусева, и ему предстоит серьезная реставрация.
 |
|
|
 |
|
 |
Фото © Денис Есаков
|
|
 |
Каркас дома в процессе строительства у дома
- архитектор К.С. Мельников с женой
|
Дом семьи Мельниковых, 1929 год
|
|
Фото: pastvu.com
|
|
|
Gropius House / Дом Вальтера Гропиуса.
Линкольн, штат Массачусетс, США |
В 1938 году основателю школы Баухаус, немецкому
архитектору Вальтеру
Гропиусу, под давлением нацистского режима пришлось эмигрировать
в США, приняв приглашение Гарвардского университета стать преподавателем.
Gropius House - первая постройка архитектора в Америке. Гропиус возвел
его в 1938 году в модернистском стиле, с белым фасадом с вертикальной
обшивкой и множеством ленточных окон, вставками из стеклянных блоков,
плоской крышей. Дом сильно выделялся среди традиционных построек округи
- люди специально приезжали, чтобы увидеть гибрид традиций Новой Англии
и модернистских учений Баухауса.
С 2002 года дом является национальной исторической достопримечательностью
США.
Glass House / "Стеклянный
дом" Филиппа Джонсона. Понус-Ридж-роуд 798-856,
Нью-Канаан, Коннектикут |
Американский архитектор Филип
Джонсон спроектировал знаменитый Glass House как свою собственную
резиденцию. Дом считается иконой международного стиля и национальной
исторической достопримечательностью США. Считается, что архитектор вдохновлялся
проектом дома Фансуорт Миса ван дер Роэ, следуя принципу "меньше
- значит больше".
Строительство одноэтажного здания было завершено в 1949
году. Glass House - небольшой дом с открытой планировкой и фасадами
из стекла. Внутреннее пространство представляет собой одну комнату,
поделенную на зоны невысокими деревянными модулями, а единственным закрытым
помещением в доме стала ванная комната из кирпича. Мебели - по минимуму.
Стеклянный дом стал не просто архитектурным объектом, а частью большого
ландшафтного проекта. За 50 лет своей архитектурной деятельности Джонсон
возвел на своем участке 14 сооружений, Glass House стал первой постройкой.
Сейчас комплекс включает в себя гостевой дом, художественные
галереи и павильоны.
|
 |
Фото © Стейси Басс
|
|
 |
|
|
 |
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
Фото © Simon Garcia
|
|
Casa das Canoas Оскара Нимейера.
Барра-де-Тижука, Рио де Жанейро |
Бразильский архитектор Оскар
Нимейер построил дом для своей семьи в 1951 году. Дизайн дома -
воплощение как современной архитектуры, так и собственного стиля архитектора.
Это уникальная интеграция минималистской и органической архитектуры.
Дом расположился на склоне холма в окружении пышной зелени и из его
окон открывается потрясающий вид на залив. Желание Нимейера состояло
в том, чтобы спроектировать свою резиденцию в абсолютной свободе, плавно
интегрировав его в окружающую среду и неровный ландшафт.
Историки и искусствоведы определяют дом как один из
самых значительных образцов современной архитектуры.
 |
Фото: en.wikiarquitectura.com
|
|
 |
Фото © Rick Ligthelm
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
Фото: ARCH2O
|
Gehry Residence /
Дом Фрэнка Гери. Санта-Моника, Калифорния, США |
В 1977 году Фрэнк и Берта Гери приобрели
недорогое бунгало в калифорнийской Санта-Монике. В течение года дом,
первоначально выполненный в колониальном стиле, внешне сильно видоизменился,
став очередным шедевром архитектора-деконструктивиста - Гери "обернул"
его в новую оболочку из стекла, гофрированных металлических листов,
цепей, фанеры. Архитектор хотел доказать, что искусство может быть создано
из чего угодно, даже из подручных материалов.
Дом стал вызовом для окружающей застройки
и вызвал большой резонанс. Соседи были шокированы и рассержены - кто-то
пытался подать в суд, кто-то - даже добиться ареста архитектора, проходили
протесты и печатались негативные статьи в прессе. Но Фрэнку
Гери удалось отстоять свой дом и даже в начале 90-х провести реконструкцию.
 |
|
|
 |
|
|
 |
Фото © Liao Yusheng
|
|
 |
Фото © ArchEyes
|
|
 |
Фото © Фрэнк Гери, storiesofhouses.com
|
Cabanon Ле Корбюзье. Рокбрюн-Кап-Мартен,
Франция |
Кабанон - это не дом, а скорее хижина
или крохотная дача на Лазурном берегу Франции и последнее место уединения
великого Ле
Корбюзье.
Дача Ле Корбюзье не вписывается в строительные нормативы
Франции и не может считаться жильем, ее площадь всего 13,4 м2 (3,66
на 3,66 м) - по сути, одна комната. Тем не менее, постройка тщательно
спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе
пропорций человеческого тела. Ни одного квадратного сантиметра не пропало
даром. В деревянном доме есть все необходимое: рабочее место, зона для
отдыха, система хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции.
Еще больше про хижигу Ле Корбюзье можно прочитать здесь.
 |
|
|
 |
|
|
 |
Фото: Olivier Martin-Gambier 2006 © FLC/ADAGP
|
The Aalto House. Мунккиниеми, Хельсинки |
В 1934 году финский архитектор Алвар
Аалто вместе с женой спроектировали свой будущий дом для участка
в районе Мунккиниеми в финской столице. Семья смогла переехать в собственное
жилье уже через год после создания проекта и до 1955 года дом исполнял
функцию жилой резиденции и офиса одновременно.
Дизайн дома прекрасно отразил мысли Аалто об архитектуре
1930-х годов с идеальным слиянием различных природных текстур и материалов,
сохраняя при этом ясность течения функционализма и рациональную организацию
плана. Функционализм хорошо определяется выбранным расположением окон
и ориентацией каждой комнаты в соответствии с естественным освещением.
Сочетание темного дерева с белым кирпичом выглядит очень просто и элегантно.
 |
Фото © Chen Hao
|
|
 |
Фото © Chen Hao
|
|
 |
Фото © babs71 | livejournal.com
|
|
 |
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Фото © Chen Hao
|
Casa Luis Barragan / Дом-студия
Луиса Баррагана. Мехико, Мексика |
Luis Barragan House and Studio, также известный
как Casa Luis Barragan построен Луисом
Барраганом в 1948 году и представляет собой одно из самых интернациональных
трансцендентных произведений современной архитектуры, отражая стиль,
в котором работал архитектор в послевоенный период.
Дом оставался его резиденцией на протяжении 40 лет,
до самой смерти в 1988 году. В 1994 году он был преобразован в музей,
управляемый родным штатом Баррагана Халиско и Фондом Arquitectura Tapatia
Luis Barragan. В 2004 году дом был назван ЮНЕСКО объектом Всемирного
наследия.
Дом Луиса Баррагана - это шедевр, в котором объединились
традиционные и народные элементы, а также разнообразные философские
и художественные течения.
Решение построить дом на небольшой улице в старом рабочем районе Такубая
само по себе является манифестом. Этот район состоял из скромных, небольших
домов, так называемых "vecindades" - традиционных жилых построек
Мехико. Из-за своего строгого внешнего вида дом был бы почти незаметен,
за исключением масштаба, который контрастирует с остальными зданиями
по соседству.
Во внешнем виде угадывается жилище творческого человека, и в то же время
материалы говорят об интроспективном и интимном характере, парадоксально
скромном и намеренно анонимном. Это архитектура ровных поверхностей
и прямых углов - без единой попытки хоть как-то их сгладить.
Полупрозрачное, закрытое сетчатое окно библиотеки - это единственный
элемент, выступающий над плоскостью фасада. Почти весь экстерьер сохранил
цвет и естественную шероховатость оштукатуренного бетона, окрашены только
входные двери и оконные конструкции. Отдельное внимание привлекает Белая
башня, использовавшаяся в качестве источника.
Прелесть дома Баррагана - в его интерьерах, необычайно красочных и узнаваемых.
У каждого этажа и даже комнаты - своя цветовая палитра. Барраган работал
с минималисткой оболочкой так, как художник с простым белым листом бумаги,
заполняя его точными и сочными мазками, цветом и выверенными деталями.
 |
Фото: ArchEyes
|
|
 |
Фото © Thomas Ledl | Creative Commons
|
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
Фото: ArchEyes
|
|
|
Дом Шехтеля. Ермолаевский переулок,
Москва, Россия |
В конце XIX века семейство Шехтелей проживало в доме
на Петербургском шоссе, но в силу обстоятельств они приняли решение
переехать. Архитектор приобрёл небольшой участок на углу Ермолаевского
и Трехпрудного переулков и в 1896 году начал строительство дома по собственному
проекту.
Фёдор Шехтель
смог вписал здание в неправильный по форме земельный участок, при этом
не оставив места для внутреннего двора. Вдоль красной линии улицы он
расположил только гостиную с ризалитом, а остальные комнаты архитектор
разместил вокруг центральной оси здания - парадной лестницы. В 1904-м
Шехтель дополнил дом двухэтажной пристройкой с северной стороны. В письмах
А. П. Чехову архитектор отмечал, что "построил избушку непотребной
архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу".
Исследователи отмечают, что именно в собственном доме Шехтеля хорошо
прослеживается творческий переход архитектора от неоготики к модерну.
В доме-замке Федор Осипович Шехтель прожил 14 лет, переехав в 1910-м
в свой новый особняк на Большой Садовой. Это же владение было переуступлено
Е.А. Дунаевской, имевшей чин почетной гражданки.
После прихода к власти большевиков в 1917-м году, особняк Шехтеля использовался
различными государственными учреждениями, а в 1944-м передали на баланс
Министерства иностранных дел. С тех пор в этом доме находились дипмиссии
зарубежных стран. Сегодня здание занимает посольство Уругвая.
Вы можете совершить виртуальную прогулку по особняку Шехтеля и другим
особнякам Москвы прямо
сейчас!
|
Фото: firemuseum.ru
|
|
|
|
 |
Фото: artifex.ru
|
|
|
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам archeyes.com, archdaily.com, arch20.comи других открытых
источников
|