Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта. Oak
Park, Иллинойс, США
|
Именно здесь жил знаменитый американский Пионер архитектуры с женой
и шестью детьми. Фрэнк
Ллойд Райт построил дом в 1889 году, женившись в 22 года и получив
кредит в размере 5000 долларов от своего работодателя Луиса Салливана.
Внешний облик дома начинающий архитектор выполнил в "Shingler
Style"- живописном стиле, распространенном в то время среди домов
богатых семей на Восточном побережье. Угадывается влияние Салливана
- архитектура дома упрощена, Райт ушел от принятых в округе "куполов-реп"
и "шпилей-штопоров", как он сам насмешливо называл дома
соседей. Фасад дома выделяется смелыми геометрическими формами - треугольным
фронтоном на прямоугольном основании, широкими ленточными окнами и
сложной формой веранды.
Позже, когда Райт начал свою собственную архитектурную практику, он
сделал к дому пристройку для дизайн-студии.
Сейчас здание является национальной исторической достопримечательностью.
Дом Мельникова. Кривоарбатский
переулок 10, Москва, Россия. |
Один из самых удивительных домов Москвы скрывается в зелени Кривоарбатского
переулка за простым деревянным забором. Это дом-мастерская архитектора
Константина
Мельникова.
Архитектор активно работал на благо городских и муниципальных служб
в 1920-х годах, создавая свои знаменитые клубы и гаражи. Моссовет
выделил архитектору землю и ссуду на 15 лет для постройки собственного
дома и мастерской. Предполагалось, что проект станет экспериментальной
моделью. Архитектор хотел опробовать идею круглого дома, которую он
планировал сделать прототипом секционных цилиндрических домов-коммун.
Константин Степанович исходил из того, что цилиндр обеспечивает наибольшую
площадь здания, минимизируя поверхность стен без прямых углов. Кроме
того, возникла острая нехватка материалов, и Мельников показал, как
можно добиться эффективности при минимальных затратах: он использовал
кирпичную "сетку", заполнив ее гексагональными окнами и
обеспечив хорошее естественное освещение в комнатах.
После завершения строительства дом стал настоящим местом паломничества
не только людей творческих профессий, но и всех желающих. Константин
Мельников жил в доме до своей смерти в 1974 году, а его сын - художник
Виктор Мельников проживал здесь до 2006 года. После смерти Виктора
Константиновича архитектурное творение его отца сопровождал ряд скандалов,
связанных с наследством. Сейчас дом находится в ведомстве Государственного
музея архитектуры им. А.В.Щусева, и ему предстоит серьезная реставрация.
 |
|
|
 |
|
 |
Фото © Денис Есаков
|
|
 |
Каркас дома в процессе строительства у дома
- архитектор К.С. Мельников с женой
|
Дом семьи Мельниковых, 1929 год
|
|
Фото: pastvu.com
|
|
|
Gropius House / Дом Вальтера Гропиуса.
Линкольн, штат Массачусетс, США |
В 1938 году основателю школы Баухаус, немецкому архитектору
Вальтеру
Гропиусу, под давлением нацистского режима пришлось эмигрировать
в США, приняв приглашение Гарвардского университета стать преподавателем.
Gropius House - первая постройка архитектора в Америке. Гропиус возвел
его в 1938 году в модернистском стиле, с белым фасадом с вертикальной
обшивкой и множеством ленточных окон, вставками из стеклянных блоков,
плоской крышей. Дом сильно выделялся среди традиционных построек округи
- люди специально приезжали, чтобы увидеть гибрид традиций Новой Англии
и модернистских учений Баухауса.
С 2002 года дом является национальной исторической достопримечательностью
США.
Glass House / "Стеклянный дом"
Филиппа Джонсона. Понус-Ридж-роуд 798-856,
Нью-Канаан, Коннектикут |
Американский архитектор Филип
Джонсон спроектировал знаменитый Glass House как свою собственную
резиденцию. Дом считается иконой международного стиля и национальной
исторической достопримечательностью США. Считается, что архитектор
вдохновлялся проектом дома Фансуорт Миса ван дер Роэ, следуя принципу
"меньше - значит больше".
Строительство одноэтажного здания было завершено в 1949 году. Glass
House - небольшой дом с открытой планировкой и фасадами из стекла.
Внутреннее пространство представляет собой одну комнату, поделенную
на зоны невысокими деревянными модулями, а единственным закрытым помещением
в доме стала ванная комната из кирпича. Мебели - по минимуму.
Стеклянный дом стал не просто архитектурным объектом, а частью большого
ландшафтного проекта. За 50 лет своей архитектурной деятельности Джонсон
возвел на своем участке 14 сооружений, Glass House стал первой постройкой.
Сейчас комплекс включает в себя гостевой дом, художественные галереи
и павильоны.
|
 |
Фото © Стейси Басс
|
|
 |
|
|
 |
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
Фото © Simon Garcia
|
|
Casa das Canoas Оскара Нимейера. Барра-де-Тижука,
Рио де Жанейро |
Бразильский архитектор Оскар
Нимейер построил дом для своей семьи в 1951 году. Дизайн дома
- воплощение как современной архитектуры, так и собственного стиля
архитектора. Это уникальная интеграция минималистской и органической
архитектуры. Дом расположился на склоне холма в окружении пышной зелени
и из его окон открывается потрясающий вид на залив. Желание Нимейера
состояло в том, чтобы спроектировать свою резиденцию в абсолютной
свободе, плавно интегрировав его в окружающую среду и неровный ландшафт.
Историки и искусствоведы определяют дом как один из самых значительных
образцов современной архитектуры.
 |
Фото: en.wikiarquitectura.com
|
|
 |
Фото © Rick Ligthelm
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
Фото: ARCH2O
|
Gehry Residence / Дом Фрэнка
Гери. Санта-Моника, Калифорния, США |
В 1977 году Фрэнк и Берта Гери приобрели недорогое бунгало
в калифорнийской Санта-Монике. В течение года дом, первоначально выполненный
в колониальном стиле, внешне сильно видоизменился, став очередным
шедевром архитектора-деконструктивиста - Гери "обернул"
его в новую оболочку из стекла, гофрированных металлических листов,
цепей, фанеры. Архитектор хотел доказать, что искусство может быть
создано из чего угодно, даже из подручных материалов.
Дом стал вызовом для окружающей застройки и вызвал большой
резонанс. Соседи были шокированы и рассержены - кто-то пытался подать
в суд, кто-то - даже добиться ареста архитектора, проходили протесты
и печатались негативные статьи в прессе. Но Фрэнку
Гери удалось отстоять свой дом и даже в начале 90-х провести реконструкцию.
 |
|
|
 |
|
|
 |
Фото © Liao Yusheng
|
|
 |
Фото © ArchEyes
|
|
 |
Фото © Фрэнк Гери, storiesofhouses.com
|
Cabanon Ле Корбюзье. Рокбрюн-Кап-Мартен,
Франция |
Кабанон - это не дом, а скорее хижина или крохотная
дача на Лазурном берегу Франции и последнее место уединения великого
Ле Корбюзье.
Дача Ле Корбюзье не вписывается в строительные нормативы Франции
и не может считаться жильем, ее площадь всего 13,4 м2 (3,66 на 3,66
м) - по сути, одна комната. Тем не менее, постройка тщательно спроектирована
по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций
человеческого тела. Ни одного квадратного сантиметра не пропало даром.
В деревянном доме есть все необходимое: рабочее место, зона для отдыха,
система хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции.
Еще больше про хижигу Ле Корбюзье можно прочитать здесь.
 |
|
|
 |
|
|
 |
Фото: Olivier Martin-Gambier 2006 © FLC/ADAGP
|
The Aalto House. Мунккиниеми, Хельсинки |
В 1934 году финский архитектор Алвар
Аалто вместе с женой спроектировали свой будущий дом для участка
в районе Мунккиниеми в финской столице. Семья смогла переехать в собственное
жилье уже через год после создания проекта и до 1955 года дом исполнял
функцию жилой резиденции и офиса одновременно.
Дизайн дома прекрасно отразил мысли Аалто об архитектуре 1930-х годов
с идеальным слиянием различных природных текстур и материалов, сохраняя
при этом ясность течения функционализма и рациональную организацию
плана. Функционализм хорошо определяется выбранным расположением окон
и ориентацией каждой комнаты в соответствии с естественным освещением.
Сочетание темного дерева с белым кирпичом выглядит очень просто и
элегантно.
 |
Фото © Chen Hao
|
|
 |
Фото © Chen Hao
|
|
 |
Фото © babs71 | livejournal.com
|
|
 |
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Фото © Chen Hao
|
Casa Luis Barragan / Дом-студия Луиса
Баррагана. Мехико, Мексика |
Luis Barragan House and Studio, также известный как
Casa Luis Barragan построен Луисом
Барраганом в 1948 году и представляет собой одно из самых интернациональных
трансцендентных произведений современной архитектуры, отражая стиль,
в котором работал архитектор в послевоенный период.
Дом оставался его резиденцией на протяжении 40 лет, до самой смерти
в 1988 году. В 1994 году он был преобразован в музей, управляемый
родным штатом Баррагана Халиско и Фондом Arquitectura Tapatia Luis
Barragan. В 2004 году дом был назван ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Дом Луиса Баррагана - это шедевр, в котором объединились традиционные
и народные элементы, а также разнообразные философские и художественные
течения.
Решение построить дом на небольшой улице в старом рабочем районе Такубая
само по себе является манифестом. Этот район состоял из скромных,
небольших домов, так называемых "vecindades" - традиционных
жилых построек Мехико. Из-за своего строгого внешнего вида дом был
бы почти незаметен, за исключением масштаба, который контрастирует
с остальными зданиями по соседству.
Во внешнем виде угадывается жилище творческого человека, и в то же
время материалы говорят об интроспективном и интимном характере, парадоксально
скромном и намеренно анонимном. Это архитектура ровных поверхностей
и прямых углов - без единой попытки хоть как-то их сгладить.
Полупрозрачное, закрытое сетчатое окно библиотеки - это единственный
элемент, выступающий над плоскостью фасада. Почти весь экстерьер сохранил
цвет и естественную шероховатость оштукатуренного бетона, окрашены
только входные двери и оконные конструкции. Отдельное внимание привлекает
Белая башня, использовавшаяся в качестве источника.
Прелесть дома Баррагана - в его интерьерах, необычайно красочных и
узнаваемых. У каждого этажа и даже комнаты - своя цветовая палитра.
Барраган работал с минималисткой оболочкой так, как художник с простым
белым листом бумаги, заполняя его точными и сочными мазками, цветом
и выверенными деталями.
 |
Фото: ArchEyes
|
|
 |
Фото © Thomas Ledl | Creative Commons
|
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
Фото: ArchEyes
|
|
|
Дом Шехтеля. Ермолаевский переулок, Москва,
Россия |
В конце XIX века семейство Шехтелей проживало в доме на Петербургском
шоссе, но в силу обстоятельств они приняли решение переехать. Архитектор
приобрёл небольшой участок на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков
и в 1896 году начал строительство дома по собственному проекту.
Фёдор
Шехтель смог вписал здание в неправильный по форме земельный участок,
при этом не оставив места для внутреннего двора. Вдоль красной линии
улицы он расположил только гостиную с ризалитом, а остальные комнаты
архитектор разместил вокруг центральной оси здания - парадной лестницы.
В 1904-м Шехтель дополнил дом двухэтажной пристройкой с северной стороны.
В письмах А. П. Чехову архитектор отмечал, что "построил избушку
непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху,
то ли за синагогу".
Исследователи отмечают, что именно в собственном доме Шехтеля хорошо
прослеживается творческий переход архитектора от неоготики к модерну.
В доме-замке Федор Осипович Шехтель прожил 14 лет, переехав в 1910-м
в свой новый особняк на Большой Садовой. Это же владение было переуступлено
Е.А. Дунаевской, имевшей чин почетной гражданки.
После прихода к власти большевиков в 1917-м году, особняк Шехтеля
использовался различными государственными учреждениями, а в 1944-м
передали на баланс Министерства иностранных дел. С тех пор в этом
доме находились дипмиссии зарубежных стран. Сегодня здание занимает
посольство Уругвая.
Вы можете совершить виртуальную прогулку по особняку Шехтеля и другим
особнякам Москвы прямо
сейчас!
|
Фото: firemuseum.ru
|
|
|
|
 |
Фото: artifex.ru
|
|
|
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам archeyes.com, archdaily.com, arch20.comи других открытых
источников
|