АРХИТАЙМ              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   АРХИТЕКТУРА С ЛИЦОМ. УНИКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ
 
РУБРИКА ТОП-10
Топ-10 архитектурные подборки
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДБОРКИ

ТОП-10 культовых предметов дизайна. Светильники.

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
 
Светильники прошли долгий путь от исключительно функционального элемента до настоящего арт-объекта. Некоторые модели стали настоящими иконами стиля промышленного дизайна, получили престижные международные премии и даже экспонируются в музеях и галереях современного искусства по всему миру. Мы сделали подборку светильников, созданных десятки лет назад, при этом до сих пор находящихся в производстве и пользующихся огромным спросом, несмотря на изменчивую моду.

 

Original 1227 | Anglepoise

Автор: Джордж Карвардин
1932 г.

Идея светильника, впоследствии ставшего логотипом Pixar и любимой лампой всех архитекторов, появилась в 1930 году благодаря автомобильному инженеру Джорджу Карвардину. Он решил применить принцип автомобильной подвески в создании лампы, в которой объединились бы максимальная гибкость и идеальная стабильность. Он начал сотрудничество с компанией Herbert Terry and Sons, производившей пружинные механизмы и через два года на свет появилась настольный светильник с четырьмя пружинами. Это была первая лампа, у которой можно было менять угол наклона ножки и плафона. Четырёхпружинная модель под названием "Model 1208" перешла в массовое производство.

Затем правобладателем на производство ламп стала компания Anglepoise. Вместе с дизайнерами, Карвардин доработал оригинальный облик лампы и получилась похожая модель, но с тремя пружинами и более изящная – теперь уже ставшая культовой Original 1227.

Джордж Карвардин разработал предмет, способный служить человеку всю жизнь. Этого удалось достичь благодаря "трём китам": функциональности, высокому качеству и дизайну.

Первый образец "Model 1208". Фото: anglepoise.com
 
Фото: anglepoise.com

Arco

Авторы: Братья Кастильони
1962 г.

Авторами знаменитого светильника являются братья Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, которые пытались создать домашнюю версию уличного фонаря. Основание представляет собой вертикальный брусок из белого каррарского мрамора весом около 65 кг и он удерживает торшер от падения. Поэтому переставить Arco не так-то просто! Но придуман специальный протокол: в центре тяжести имеется круглое отверстие, куда можно вставить любую палку и таким образом переместить светильник с места на место.

Плафон лампы состоит из двух частей: перфорированного рассеивателя и абажура. И уже 59-й год их делают из полированного алюминия и для блеска обрабатывают цапонлаком. Ножка торшера сделана из нержавеющей стали с матовым финишем и состоит из трех деталей, а телескопическая конструкция позволяет легко менять ее длину.

Культовый торшер хорошо знаком не только профессионалам дизайна, но и тем, кто вообще не имеет к этой области никакого отношения. А дело в том, что Arco настолько часто участвует в кинематографических съемках, что заслужил отдельного упоминания в титрах.

Производством торшера уже более 50 лет занимается итальянская фабрика Flos, и за все это время светильник не претерпел никаких изменений. Зато изготовители подделок изменяют его как хотят. Arco - один из самых подделываемых предметов в мире и он стал первым объектом в истории промышленного дизайна, чья художественная ценность официально признана итальянским судом.

Фото: flos.com
 
FlowerPot

Автор: Вернер Пантон
1968 г.


В 1968 году Вернер Пантон, автор знаменитого Panton Chair, обратился к дизайну светильников. Идея FlowerPot очень точно отвечала историческому моменту и социальному контексту - покорение космоса, вера в мир и любовь, гармония — все отразилось в сферической форме светильника.

Первой была создана подвесная модель FlowerPot (позже, когда линейка расширилась, к названию добавили VP1) и состояла из двух полукруглых пластиковых сфер, обращенных друг к другу. Диаметр верхней сферы в два раза больше диаметра нижней. Нижняя сфера скрывает лампочку, а ее внутренняя часть служит яркой отражающей поверхностью.

Светильник идеально вписывался в интерьеры и его округлые формы становились главным мотивом. Человечество было увлечено космической темой, и восприятие интерьера как космоса, а предметов в нем - как планет, было чрезвычайно популярно. Подвесные сферы вошли в моду — ими украшали рестораны, выставочные пространства, кинотеатры, и, конечно, домашние интерьеры. В 1969 году Пантон разработал также настольную версию, которая за счет полукруглого основани оказалась еще проще и сбалансированней, чем подвесной светильник.

Серия "Цветочных горшков" состоит из нескольких различных моделей, в основе которых три подвесных варианта и две настольные лампы - все в широкой цветовой гамме. Сначала светильники FlowerPot производились фирмой Louis Poulsen, а сейчас лампы выпускает датский бренд &Tradition.

Фото: andtradition.com

Lampe de Marseille

Автор: Ле Корбюзье
1949 г.


Легендарный Ле Корбюзье придумал светильник в 1949 году и в 1952-м он занял почетное место в интерьерах Unite d’Habitation (Марсельской жилой единицы), полностью разработанной мэтром.

De Marseille представляет собой регулируемый настенный светильник с двумя шарнирами на кронштейне и вращающимся настенным креплением. Также выпускается мини-версия с уменьшенными габаритами.
Переизданием наследия Ле Корбюзье в середине 1990-х занялся миланский бренд NEMO Lightning.


Фото: nemolighting.com
 

Pipistrello

Автор: Гаетана Ауленти
1965 г.

Настольная лампа Pipistrello придумана итальянским дизайнером и архитектором Гае Ауленти в 1965 году для компании Martinelli Luce. Телескопическая стальная ножка, способная регулировать высоту светильника от 66 до 86 см и превращать его в торшер - необычный прием для 1960-х.

Лампа имеет цветное алюминиевое основание и плафон из матового белого метакрилата, форма которого напоминает расправленные крылья летучей мыши (отсюда и название лампы, ведь в переводе с итальянского Pipistrello - "летучая мышь"). Сейчас в линейке Pipistrello есть мини-версия высотой всего 35 сантиметров, а также светильники, работающие на светодиодах и имеющие сенсор, позволяющий включать и выключать лампу легким прикосновением руки.

Светильник сразу стал хитом Martinelli Luce и более пятидесяти лет он все также любим дизайнерами и покупателями. Эта икона предметного дизайна находится в постоянных экспозициях самых известных музеев современного искусства и дизайна мира.

Фото: martinelliluce.it
 
Лампа стала настоящей кинозвездой и встречается во многих фильмах, причем не только 1970-х, но и современных, например, в сериале режиссера Паоло Соррентино "Новый Папа".
Снимок кадра из фильма.

Akari

Автор: Исаму Ногучи
1952 г.

Американский дизайнер японского происхождения Исаму Ногучи в 1950-е путешествовал по Японии и был впечатлен ширмами, зонтиками и фонарями, которые создавались из рисовой и шелковичной бумаги.

Исаму Ногучи придумал светильники, в которых смешал традиции японского искусства оригами и американского дизайна. Первые модели, положившие начало целому семейству воздушных светящихся скульптур, были произведены на фабрике в японском городе Гифу по традиционной технологии: бумага натягивалась на бамбуковые металлические прутья и проволоку.

Всего дизайнер разработал более ста конструкций Akari — подвесных, настольных и напольных светильников диаметром от 24 см до почти трехметровых. С 1952 года и до сих пор светильники Akari производятся по традиционной технологии изготовления японских фонарей Гифу исключительно на заводе Ozeki в Японии, их продажей занимается Vitra. Ну а всему миру лампы из гофрированной бумаги известны благодаря стараниям шведской ИКЕА — компания выпускает реплики самых разнообразных модификаций.

Фото: vitra.com

PH Artichoke

Автор: Пол Хеннингсен
1958 г.

Датский дизайнер Пол Хеннингсен спроектировал Artichoke в 1958 году специально для ресторана Langelinie Pavillonen в Копенгагене, где эти светильники находятся и по сей день. Светильник состоит из 72 лепестков, которые крепятся к 12 стальным дугам. Первые "Артишоки" выпускались только с медными лепестками, сейчас они уже в четырех вариациях - медной, стальной, стеклянной и латунной.
PH Artichoke производится компанией Louis Poulsen в четырех диаметрах: 48 см, 60 см, 72 см и 84 см и собирается только вручную.

Одна из особенностей "Артишока" в том, что его лепестки расположены таким образом, чтобы не была видна лампочка, какой бы угол обзора не был выбран. Хеннингсену удалось очень красиво и завораживающе придать форму свету. "Артишоком" можно любоваться бесконечно долго, не рискуя быть ослепленным ярким светом. И еще — это самодостаточный арт-объект, который способен "вытянуть" любой малобюджетный проект на высокий уровень.

 
Langelinie Pavillonen в Копенгагене
 
Фото: louispoulsen.com

Fortuny

Автор: Хусто Гарсия Рубио
1907 г.

Этому светильнику уже более ста лет, но выглядит он невероятно стильно и актуально. Идея скрестить треногу от фотоаппарата с вращающимся шелковым абажуром пришла в голову Мариано Фортуни — архитектору, художнику и модному дизайнеру испанского происхождения.

В тот период Мариано работал над созданием непрямого сценического света, и неудивительно, что лампа на трех ногах, больше похожая на оборудование для фотостудий, стала итогом его поисков. Светильник назвали в честь изобретателя — Fortuny.

Помимо шелка, для абажуров стали использовать еще и плиссированную тафту, которая идеально соответствовала духу времени. Лампа от Мариано стала очень модным элементом декора. В 1985 году права на выпуск Fortuny выкупила итальянская компания Pallucco. Теперь домашнюю версию лампы можно заказать в самых разнообразных вариациях. Также Pallucco адаптировала культовую модель к современным реалиям: теперь для торшера используются практичные светодиоды. У лампе есть диммер, с помощью которого можно легко контролировать яркость освещения.

Глядя на Fortuny, не верится, что лампа создана почти 115 лет назад — настолько стильно она выглядит в любом интерьере.

Фото: pallucco.com

AJ

Автор: Арне Якобсен
1957 г.

Настольная лампа "AJ" напоминает необычную птицу и является одним из культовых предметов интерьера, созданных Арне Якобсеном специально для SAS Royal Hotel в Копенгагене в 1957 году. Знаменитый датчанин проектировал отель не только снаружи, но и внутри – начиная с мебели (вспомним культовые кресла Swan и Egg) и заканчивая дверными ручками.

Для основания лампы автор сначала выбрал железо. Оно имело яйцеобразную форму, было довольно массивным, так как выполняло заодно и функцию держателя для пепельницы. Для массового производства база стала выполняться уже в облегченном варианте и от функции пепельницы, конечно, отказались. Плафоны из легированной стали отлично акцентировали внимание на индустриальном характере ламп AJ. Кроме того, дизайнер снабдил их поворотным механизмом, положив начало применению точечного освещения.

В современной версии AJ производятся в виде настольных ламп, торшеров и бра в самых разнообразных цветовых вариациях, но внутренняя часть абажура неизменно белая. Производством лапм занимается датский бренд Louis Poulsen.


Фото: louispoulsen.com
 

Vertigo

Автор: Констанс Гиссе
2010 г.

Этот светильник - самый молодой из нашей подборки, но уже топовый. Люстру, напоминающую мексиканское сомбреро, придумала французский дизайнер Констанс Гиссе в 2010 году, еще будучи студенткой. Светильник Vertigo сделан из железа и стеклопластика с цветным напылением, его диаметр — почти два метра, но при этом он почти невесомый. Конструкция приходит в движение при малейшем колебании воздуха, создавая эффект головокружения (отсюда и название).

Права на производство светильника принадлежат французской компании Petite Friture.

Фото: petitefriture.com


-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
Использованы материалы с сайтов известных производителей светильников
и других открытых источников

 

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Ле Корбюзье. Биография и основные работы
ТОП-10 предметов дизайна, оптимизирующих пространство
Дизайн интерьера - от истории к практическим советам. Подборка видеолекций
Скандинавский дизайн и архитектура. Подборка видеолекций
Промышленный дизайн - от истории к сегодняшним практикам. Подборка видеолекций
Освещение в интерьере. Светодизайн, архитектура и город. Подборка видеолекций
   
 
© 2007 - 2021, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Knauf влагостойкие решения
Конкурс на архитектурную концепцию гостиницы у Плещеева Озера. Попов Луг
Archicad 24 скачать бесплатно
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru