Люди уже давно нашли способ увеличить сухопутные территории, создавая
искусственные острова. В мире множество антропогенных островов - одни
существуют довольно давно, другие находятся в процессе строительства,
а некоторые только проходят стадию проекта. Необходимость создания
искусственных островов в современном мире у всех разная - некоторым
государствам не хватает поверхности суши для размещения населения
и инфраструктуры, кто-то пытается справиться с последствиями изменений
климата, а кто-то повышает туристические потоки за счет создания уникальных
проектов. В нашей подборке - десять уникальных островов, созданных
не природой, а руками людей.
Международный аэропорт Кансай. Осакский
залив, Япония
Авторы: архитектурное бюро Ренцо
Пьяно / Renzo Piano Building Workshop
Международный аэропорт Кансай построен на искусственном острове в
Осакском заливе по проекту архитектурного бюро Ренцо Пьяно. Терминал
длиной 1,7 км открыт в 1994 году и способен принимать 100 000 пассажиров
в день. Длинная и легкая структура разрабатывалась с учетом повышенной
сейсмической опасности региона и способна противостоять сильным землетрясениям.
Терминал выделяется волнистой ассиметричной прозрачной крышей, конструкции
которой хорошо просматриваются изнутри здания.
В качестве основы было заложено 48 тысяч бетонных тетраэдров, которые
были покрыты 178 миллионами кубических тонн земли, извлеченной из
залива, а также добытой в местных горах и привезенной из Южной Кореи
и Китая. При строительстве инженеры учли усадку земли - 900 колонн
на гидравлических домкратах были погружены в уплотненный грунт. Их
техническое состояние непрерывно контролирует компьютерная система.
Все это защищено подводной стеной из пости 500 тысяч бетонных блоков,
закрепленных в стальных контейнерах.
"Жемчужина" - самый крупный искусственный остров в территориальных
водах Катара. Остров спроектирован бюро UDC (United Development Company)
и ориентирован на состоятельных клиентов, желающих жить, работать
и отдыхать в комфортных условиях. На протяжении нескольких лет в заливе
проводились насыпные работы, результатом которых стала полоса земли
с 32-километровой береговой линией, тремя бухтами, несколькими каналами
для навигации и множеством роскошных зданий. Официальное открытие
столь амбициозного проекта состоялось в 2015 году, но строительство
не прекращается до сих пор. Остров связан с деловой столицей Катара
современной сетью автомобильных дорог, длиной в 20 км.
"Жемчужное" название острова неслучайно. Раньше здесь добывался
жемчуг, поэтому Pearl Island - это еще и олицетворение исторического
и культурного наследия Катара. При создании острова учтены все особенности
рельефа и морской среды, максимально сохранена экосистема моря. Этот
проект считается одним из самых значимых для Катара и он же стал первым
проектом, позволяющим иностранцам владеть недвижимостью в этой стране.
Фото: pearlisland.com
Фото @ Дмитрий Калинин
Фото @ alnuaimiuk
Фото @ keisyjoy
Фото @ elie.jp.nakouzi
"Пальмовые острова". Дубай,
ОАЭ
"Пальмовые острова" - это группа искусственных
островов, находящихся в Объединённых Арабских Эмиратах в Дубай. В
состав архипелага входят три крупных острова, каждый из которых имеет
форму пальмы: Палм-Джумейра, Палм-Джабаль-Али, Палм-Дейра, а между
островами расположены искусственные архипелаги "Мир" и "Вселенная"
из мелких островов.
Первым был построен остров Пальма Джумейра в 2006 году
девелоперской компанией Nakheel. Его размеры составляют 5х5 км, а
площадь - 800 футбольных полей. Остров обрамлен волнорезом в форме
полумесяца, который в обычном состоянии находится на 3,5 м выше уровня
моря, а во время отлива его высота над водой доходит до 10 м.
В отличие от других искусственных островов, Пальма Джумейра создавался,
прежде всего, в качестве имиджевого проекта - для привлечения туристов,
а также он выступил площадкой для элитного жилья.
"Умный" город Сонгдо (полное название - Songdo International
Bussiness District) разместился на специально намытом острове площадью
в 600 га, пристроившись с юго-запада к Инчхону, третьему по населенности
городу Южной Кореи с крупнейшим в стране аэропортом и вторым по размеру
портом. Строительство началось в 2005 году, а через три года уже сдавались
первые объекты. Полностью закончить строительство предполагалось к
2016 году, но в итоге сдача пока перенесена на 2025-й год. Сейчас
в городе проживает более 100 тысяч человек, а всего планируется поселить
около 250 тысяч. На территории острова находится самое высокое здание
Южной Кореи Northeast Asia Trade Tower, его высота 305 м.
В июле 1998 года в 34 км от города Гонконг открылся новый международный
аэропорт, построенный преимущественно на искусственно насыпанном острове.
Аэропорт Чхеклапкок заменил существовавший до него Коулун с устаревшими
технологиями и неудобным расположением. Аэропорт и Гонконг соединил
транспортный коридор, включивший в себя высокоскоростную железнодорожную
систему, два туннеля, два моста и шестиполосную автомагистраль. Примечательно,
что один из мостов - это самый длинный в мире подвесной двухуровневый
железнодорожно-автомобильный мост Цзин Ма.
С высоты здание аэропорта похоже на серебристую птицу в полете, распластавшую
свои огромные крылья. Аэропорт постоянно развивается - к 2030 году
здесь появятся дополнительные подъездные пути, еще один терминал и
взлетно-посадочная полоса.
В порту Копенгагена будет построен кластер кочующих искусственных
островов, спроектированных австралийским архитектором Маршаллом Блечером
и датской студией Фокстрот. Острова архипелага будут созданы из переработанных
материалов и обшиты древесиной. Острова станут платформой для отдыха
и рыбалки, а добраться до них можно будет на лодке, каяке и даже вплавь.
Первый прототип будущих островов появился в 2018 году, и на нем с
успехом прошла небольшая фотовыставка и конференции.
Самый большой остров будет состоять из девяти модулей с дополнительными
отдельными островами, плавающими поблизости. Copenhagen Islands образуют
новую среду обитания для флоры и фауны, как над поверхностью воды,
так и под ней.
Поверхности острова будут засажены травами, кустарниками и деревьями,
что обеспечит гнездование птиц, а подводная часть послужит идеальной
средой для жизни водорослей и моллюсков, и тем самым обеспечит приток
рыбы и других морских обитателей.
Предполагается, что острова каждый сезон будут транспортироваться
между различными частями гавани в качестве катализаторов жизни. Появление
подобных островов - это новый тип климатоустойчивого урбанизма, гибкого
в использовании и созданного на основе рециклинга.
Авторы: архитектурное бюро Heatherwick studio, ландшафтный
дизайнер Мэтью Нильсен.
На финишный этап вышло строительство небольшого острова на реке Гудзон.
Разработанный архитектурным бюро Heatherwick studio, ландшафтный парк
будет включать в себя открытые концертные площадки, смотровые площадки,
лужайки и пешеходные дорожки. Здесь будет высажено более 100 видов
деревьев и растений. Кроме того, остров послужит механизмом устойчивости
к изменению климата, защитив береговую линию от штормов.
Остров представляет собой множество бетонных колонн, их более 300,
и по форме они напоминают грибы разной высоты. Попасть на остров можно
будет по двум пешеходным мостикам. Реализацию проекта планируется
завершить весной 2021 года.
В бухте между Малайзией и Сингапуром, экономическими центрами Юго-Восточной
Азии, с 2014 года реализуется невероятно амбициозный проект Forest
City - 4 искусственных острова в 1400 га, на которых планируется разместить
700 тысяч жителей.
За счет своего удачного расположения, у Forest City хороший потенциал
для того, чтобы стать центром торговли и культуры. Здесь разместятся
финансовые учреждения, высокотехнологичные научно--исследовательские
и опытно-конструкторские учреждения, штаб-квартиры компаний и различные
творческие отрасли, которые создадут инновационную и устойчивую базу
занятости для региона.
В "Лесном городе" будет сделан упор на выращивание сельскохозяйственных
культур, что обеспечит множество рабочих мест. Предусматривается создание
огромной сети парков и садов, соединенных между собой, прямо на крышах
зданий. Реализация проекта рассчитана на 25 лет.
Авторы: Kohn Pedersen Fox Associates + Leslie E. Robertson
Associates.
Архитекторами Kohn Pedersen Fox Associates и инженерами Leslie E.
Robertson Associates разработана стратегия по развитию территории
Токийского залива до 2045 года - "Next Tokyo 2045". Проект
предусматривает строительство целого города на искусственных островах
в водах бухты. Здесь будут возведены небоскребы, главным из которых
станет Sky Mile Tower: высота башни составит одну милю, то есть примерно
1600 метров. Поселиться в башне сможет 55 тысяч жителей, а всего комплекс
способен вместить в себя около полумиллиона человек.
Проект адаптирован под грядущие климатические изменения, то есть повышение
уровня воды в океане, сейсмическую активность и угрозы других стихийных
бедствий.
Искусственные острова строятся не только для людей. В 2006 году в
Южной Африке рядом с городом Кимберли в открытых водах плотины Камферс
создан остров для гнездования южноафриканских малых фламинго. Остров
имеет форму буквы S и он стал настоящей достопримечательностью и гордостью
местных жителей.
Инициатором постройки выступил орнитолог Марк Андерсон в попытке
сохранить постепенно сокращающуюся популяцию фламинго в мире. Ученому
удалось договориться с горнодобывающей компанией Ekapa Mining, которая
доставила к месту сооружения 26 тыс. тонн материала. На острове созданы
все условия для комфортного проживания птиц, включая специальные насосы,
работающие от солнечных батарей и обеспечивающие подачу пресной воды
в искусственные водоемы, в которых фламинго берут глину для строительства
своих гнезд.
Фламинго активно размножаются и уже заполонили весь остров, сейчас
здесь примерно 50 тысяч особей. В мире очень мало мест для гнездовых
колоний фламинго, а Камферс-Дам - это вообще единственный остров в
мире, созданный исключительно для птиц.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам dezeen.com, archdaily.com, arch2o.com и других открытых
источников