Люди уже давно нашли способ увеличить сухопутные
территории, создавая искусственные острова. В мире множество антропогенных
островов - одни существуют довольно давно, другие находятся в процессе
строительства, а некоторые только проходят стадию проекта. Необходимость
создания искусственных островов в современном мире у всех разная - некоторым
государствам не хватает поверхности суши для размещения населения и
инфраструктуры, кто-то пытается справиться с последствиями изменений
климата, а кто-то повышает туристические потоки за счет создания уникальных
проектов. В нашей подборке - десять уникальных островов, созданных не
природой, а руками людей.
Международный аэропорт Кансай.
Осакский залив, Япония
Авторы: архитектурное бюро Ренцо
Пьяно / Renzo Piano Building Workshop
Международный аэропорт Кансай построен на искусственном острове в Осакском
заливе по проекту архитектурного бюро Ренцо Пьяно. Терминал длиной 1,7
км открыт в 1994 году и способен принимать 100 000 пассажиров в день.
Длинная и легкая структура разрабатывалась с учетом повышенной сейсмической
опасности региона и способна противостоять сильным землетрясениям. Терминал
выделяется волнистой ассиметричной прозрачной крышей, конструкции которой
хорошо просматриваются изнутри здания.
В качестве основы было заложено 48 тысяч бетонных тетраэдров, которые
были покрыты 178 миллионами кубических тонн земли, извлеченной из залива,
а также добытой в местных горах и привезенной из Южной Кореи и Китая.
При строительстве инженеры учли усадку земли - 900 колонн на гидравлических
домкратах были погружены в уплотненный грунт. Их техническое состояние
непрерывно контролирует компьютерная система. Все это защищено подводной
стеной из пости 500 тысяч бетонных блоков, закрепленных в стальных контейнерах.
"Жемчужина" - самый крупный искусственный остров в территориальных
водах Катара. Остров спроектирован бюро UDC (United Development Company)
и ориентирован на состоятельных клиентов, желающих жить, работать и
отдыхать в комфортных условиях. На протяжении нескольких лет в заливе
проводились насыпные работы, результатом которых стала полоса земли
с 32-километровой береговой линией, тремя бухтами, несколькими каналами
для навигации и множеством роскошных зданий. Официальное открытие столь
амбициозного проекта состоялось в 2015 году, но строительство не прекращается
до сих пор. Остров связан с деловой столицей Катара современной сетью
автомобильных дорог, длиной в 20 км.
"Жемчужное" название острова неслучайно. Раньше здесь добывался
жемчуг, поэтому Pearl Island - это еще и олицетворение исторического
и культурного наследия Катара. При создании острова учтены все особенности
рельефа и морской среды, максимально сохранена экосистема моря. Этот
проект считается одним из самых значимых для Катара и он же стал первым
проектом, позволяющим иностранцам владеть недвижимостью в этой стране.
Фото: pearlisland.com
Фото @ Дмитрий Калинин
Фото @ alnuaimiuk
Фото @ keisyjoy
Фото @ elie.jp.nakouzi
"Пальмовые острова".
Дубай, ОАЭ
"Пальмовые острова" - это группа
искусственных островов, находящихся в Объединённых Арабских Эмиратах
в Дубай. В состав архипелага входят три крупных острова, каждый из которых
имеет форму пальмы: Палм-Джумейра, Палм-Джабаль-Али, Палм-Дейра, а между
островами расположены искусственные архипелаги "Мир" и "Вселенная"
из мелких островов.
Первым был построен остров Пальма Джумейра
в 2006 году девелоперской компанией Nakheel. Его размеры составляют
5х5 км, а площадь - 800 футбольных полей. Остров обрамлен волнорезом
в форме полумесяца, который в обычном состоянии находится на 3,5 м выше
уровня моря, а во время отлива его высота над водой доходит до 10 м.
В отличие от других искусственных островов, Пальма Джумейра создавался,
прежде всего, в качестве имиджевого проекта - для привлечения туристов,
а также он выступил площадкой для элитного жилья.
"Умный" город Сонгдо (полное название - Songdo International
Bussiness District) разместился на специально намытом острове площадью
в 600 га, пристроившись с юго-запада к Инчхону, третьему по населенности
городу Южной Кореи с крупнейшим в стране аэропортом и вторым по размеру
портом. Строительство началось в 2005 году, а через три года уже сдавались
первые объекты. Полностью закончить строительство предполагалось к 2016
году, но в итоге сдача пока перенесена на 2025-й год. Сейчас в городе
проживает более 100 тысяч человек, а всего планируется поселить около
250 тысяч. На территории острова находится самое высокое здание Южной
Кореи Northeast Asia Trade Tower, его высота 305 м.
В июле 1998 года в 34 км от города Гонконг открылся
новый международный аэропорт, построенный преимущественно на искусственно
насыпанном острове. Аэропорт Чхеклапкок заменил существовавший до него
Коулун с устаревшими технологиями и неудобным расположением. Аэропорт
и Гонконг соединил транспортный коридор, включивший в себя высокоскоростную
железнодорожную систему, два туннеля, два моста и шестиполосную автомагистраль.
Примечательно, что один из мостов - это самый длинный в мире подвесной
двухуровневый железнодорожно-автомобильный мост Цзин Ма.
С высоты здание аэропорта похоже на серебристую птицу в полете, распластавшую
свои огромные крылья. Аэропорт постоянно развивается - к 2030 году здесь
появятся дополнительные подъездные пути, еще один терминал и взлетно-посадочная
полоса.
В порту Копенгагена будет построен кластер кочующих искусственных островов,
спроектированных австралийским архитектором Маршаллом Блечером и датской
студией Фокстрот. Острова архипелага будут созданы из переработанных
материалов и обшиты древесиной. Острова станут платформой для отдыха
и рыбалки, а добраться до них можно будет на лодке, каяке и даже вплавь.
Первый прототип будущих островов появился в 2018 году, и на нем с успехом
прошла небольшая фотовыставка и конференции.
Самый большой остров будет состоять из девяти модулей с дополнительными
отдельными островами, плавающими поблизости. Copenhagen Islands образуют
новую среду обитания для флоры и фауны, как над поверхностью воды, так
и под ней.
Поверхности острова будут засажены травами, кустарниками и деревьями,
что обеспечит гнездование птиц, а подводная часть послужит идеальной
средой для жизни водорослей и моллюсков, и тем самым обеспечит приток
рыбы и других морских обитателей.
Предполагается, что острова каждый сезон будут транспортироваться между
различными частями гавани в качестве катализаторов жизни. Появление
подобных островов - это новый тип климатоустойчивого урбанизма, гибкого
в использовании и созданного на основе рециклинга.
Авторы: архитектурное бюро Heatherwick
studio, ландшафтный дизайнер Мэтью Нильсен.
На финишный этап вышло строительство небольшого острова на реке Гудзон.
Разработанный архитектурным бюро Heatherwick studio, ландшафтный парк
будет включать в себя открытые концертные площадки, смотровые площадки,
лужайки и пешеходные дорожки. Здесь будет высажено более 100 видов деревьев
и растений. Кроме того, остров послужит механизмом устойчивости к изменению
климата, защитив береговую линию от штормов.
Остров представляет собой множество бетонных колонн, их более 300, и
по форме они напоминают грибы разной высоты. Попасть на остров можно
будет по двум пешеходным мостикам. Реализацию проекта планируется завершить
весной 2021 года.
В бухте между Малайзией и Сингапуром, экономическими центрами Юго-Восточной
Азии, с 2014 года реализуется невероятно амбициозный проект Forest City
- 4 искусственных острова в 1400 га, на которых планируется разместить
700 тысяч жителей.
За счет своего удачного расположения, у Forest City хороший потенциал
для того, чтобы стать центром торговли и культуры. Здесь разместятся
финансовые учреждения, высокотехнологичные научно--исследовательские
и опытно-конструкторские учреждения, штаб-квартиры компаний и различные
творческие отрасли, которые создадут инновационную и устойчивую базу
занятости для региона.
В "Лесном городе" будет сделан упор на выращивание сельскохозяйственных
культур, что обеспечит множество рабочих мест. Предусматривается создание
огромной сети парков и садов, соединенных между собой, прямо на крышах
зданий. Реализация проекта рассчитана на 25 лет.
Авторы: Kohn Pedersen Fox Associates +
Leslie E. Robertson Associates.
Архитекторами Kohn Pedersen Fox Associates и инженерами Leslie E. Robertson
Associates разработана стратегия по развитию территории Токийского залива
до 2045 года - "Next Tokyo 2045". Проект предусматривает строительство
целого города на искусственных островах в водах бухты. Здесь будут возведены
небоскребы, главным из которых станет Sky Mile Tower: высота башни составит
одну милю, то есть примерно 1600 метров. Поселиться в башне сможет 55
тысяч жителей, а всего комплекс способен вместить в себя около полумиллиона
человек.
Проект адаптирован под грядущие климатические изменения, то есть повышение
уровня воды в океане, сейсмическую активность и угрозы других стихийных
бедствий.
Искусственные острова строятся не только для людей.
В 2006 году в Южной Африке рядом с городом Кимберли в открытых водах
плотины Камферс создан остров для гнездования южноафриканских малых
фламинго. Остров имеет форму буквы S и он стал настоящей достопримечательностью
и гордостью местных жителей.
Инициатором постройки выступил орнитолог Марк Андерсон
в попытке сохранить постепенно сокращающуюся популяцию фламинго в мире.
Ученому удалось договориться с горнодобывающей компанией Ekapa Mining,
которая доставила к месту сооружения 26 тыс. тонн материала. На острове
созданы все условия для комфортного проживания птиц, включая специальные
насосы, работающие от солнечных батарей и обеспечивающие подачу пресной
воды в искусственные водоемы, в которых фламинго берут глину для строительства
своих гнезд.
Фламинго активно размножаются и уже заполонили весь остров, сейчас здесь
примерно 50 тысяч особей. В мире очень мало мест для гнездовых колоний
фламинго, а Камферс-Дам - это вообще единственный остров в мире, созданный
исключительно для птиц.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам dezeen.com, archdaily.com, arch2o.com и других открытых
источников