Дата постройки: конкурс - 2005 г.,
реализация - 2009 г.
Место нахождения: Коэндзи 2-1-2,
Сугинами, Токио, Япония / Koenjikita 2-1-2,, Suginami, Tokyo 166-0002,
Japan
Новый театр Дза-Коэндзи, спроектированный Тойо
Ито должен был стать не просто театром, но открытой площадкой, местом
встречи для местного сообщества. Следуя этой задаче, здание приобретает
яркий и привлекательный образ, выделяется из окружающей застройки. Но
его форма не случайное решение, а результат выверенных геометрических
операций. Ито изобретает для проекта математический алгоритм происхождения
сложной формы из движения простой геометрии. Скульптурная крыша театра
вырезается из куба с помощью 5 конусов и 2 цилиндров. Координаты фигур
были определены ограничениями допустимой высоты строительства на участке
и требованиями высоты внутренних пространств театра.
В 2009 году было завершено строительство нового театра Дза-Коэндзи в
жилом районе Сугинами в Токио. Он был построен на месте старого Коэндзи-Холла.
Новое здание должно было стать не просто театром, но открытой площадкой
и местом встречи для местного сообщества. Так театр Дза-Коэндзи поддерживает
широкий спектр культурных мероприятий, предоставляя каждому возможность
видеть и участвовать во многих формах художественной активности: драматический
театр, танец, музыка, поэзия.
Здание театра было спроектировано японским архитектором Тойо Ито. Экстерьер
напоминает форму шатра, но на самом деле, форма здания - результат выверенных
геометрических операций. Ито, как и во многих своих проектах, изобретает
математический алгоритм происхождения сложной формы из движения простой
геометрии. Скульптурная форма крыши была вырезана из куба с помощью
5 конусов и 2 цилиндров. Центральные оси и координаты фигур были определены
следующими параметрами: ограничениями допустимой высоты строительства
на участке и требованиями высоты внутренних пространств театра.
Форма театра Дза-Коэндзи внешне напоминает Берлинскую филармонию по
проекту архитектора Ганса Шаруна. Но Ито не использует сложную форму
крыши в интерьере здания: главный зал имеет плоский потолок. Первоначальная
версия театра имела форму параллелепипеда с плоской крышей. Но предложенное
решение вызвало негативную реакцию, проект был назван "черным металлическим
ящиком". Взамен "ящику" Ито предложил форму "циркового
шатра", как он сам назвал новую версию здания.
Из-за окружающего контекста, близости железной дороги и акустических
требований самого театра Ито проектирует "закрытое" в себя
пространство. Он создает черную непрерывную "поверхность",
обертывающую здание. Материал стен и крыш - бетон, усиленный металлическими
пластинами, что обеспечивает нужную устойчивость конструкции, при этом
сохраняя толщину" поверхности" минимальной.
Непроницаемую "поверхность" здания прорезают многочисленные
окна. 300 круглых отверстий, каждое примерно 300 мм в диаметре, расположены
в стенах случайным образом. Днем окна почти не заметны на темном фасаде,
но вечером производят другой эффект: светящиеся пятна приобретают значимую
роль в восприятии облика театра, придают ему характер. Проникающий в
интерьер свет из окон проецируется на стены и пол, напоминая эффект
прожектора на сцене.
Здание имеет 6 уровней. Из-за строгих ограничений по высоте три из них
находятся под землей. Главный зал театра, кафетерий и офисы находятся
в надземных трех этажах, остальные помещения - на подземных. Главный
зал, рассчитанный на 230 человек - гибкое пространство, которое позволяет
менять сцену и конфигурацию зрительного зала. Кафетерий также используется
для выступлений, лекций и мероприятий для детей. Городской зал (Civic
hall), расположенный в подземном уровне и рассчитанный на 250-300 человек
- традиционное театральное пространство с фиксированными сидячими местами,
подходящее для драматических спектаклей, хореографических постановок,
концертов, конференций, лекций. Еще один зал, также расположенный в
нижних уровнях, был спроектирован специально для репетиций традиционного
танца Ава-одори, демонстрируемый на знаменитом фестивале Бон. Помещения
с реквизитом, продакшн-студии, репетиционные залы, залы для редактирования
фильмов и музыки также находятся под землей. В дополнение ко всему перечисленному
театр обладает большим архивом опубликованных пьес, сценариев и прочих
медиа, касающихся современной японской драмы и театра.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: arcspace.com, east-asia-architecture.org, openbuildings.com
и architecturalmoleskine.blogspot.ru