Необычная приходская церковь Санта-Моника
была построена в новом жилом квартале в Ривас-Васьямадрид, одном из
многих пригородов испанской столицы. Сакральное сооружение, задуманное
первым при планировке квартала, появилось последним, оказавшись в окружении
2-3-этажных частных домов и 9-этажных кирпичных новостроек. Линейный
в плане объект завершил перспективу улицы, заняв продольный участок
между двумя перекрестками, а своей закругленной формой западного фасада
обогнул перекресток с круговым движением.
По словам авторов проекта, всего было разработано три
варианта церкви. Первые два были отклонены. "Это было позором.
Мы считаем, что первые два варианта были гораздо интереснее и адекватнее
с точки зрения литургических норм Ватикана. Первый проект, нам кажется,
был лучшим храмом, который мы когда-либо делали… Второй проект мы задумали
из бетона, но он не нашел поддержки. Последний вариант разработан из
кортеновской стали", - говорится в авторской заметке о данной церкви.
Последний, третий вариант, был создан с учетом того, какая территория
осталась свободной после застройки квартала. Места оказалось немного:
на вытянутом участке площадью 2000 м2, вдобавок ко всему ориентированному
на северо-восток, архитекторы вынуждены были уместить непосредственно
основную церковь, часовню Святого Причастия, помещения для катехизации,
офисы для руководства, две жилые квартиры для священников и иные приходские
пространства (общая площадь застройки 1404 м2).
Проект церкви Санта-Моника был разработан архитектурным
бюро из Мадрида - Vicens + Ramos; один из авторов - именитый архитектор
Игнасио Висенс - специализируется на церковной архитектуре и занимается
оформлением визитов папы Римского в Испанию.
Конструкция объекта очень проста: металлический каркас
обшит гипсокартоном и облицован кортеновской сталью. "У нас было
много проблем с застройщиком из-за отсутствия денег. Проект реализован
практически без средств. Работу спасла восторженная преданность нескольких
приходских священников и настоятеля, а также щедрость многих людей.
Чудо произошло", - рассказали архитекторы.
Особенностью церкви являются окна-люки в алтарной части,
которые, по словам авторов, "взрывают пространство" и "создают
очень интересный свет за престолом", а также обычные уличные окна,
представляющие собой узкие прорези в стенах. Контраст цветов в интерьере
создается за счет выкрашенного в белый гипсокартона и черного гранита.
Убранство храма, скульптуры и мебель разработаны современными
художниками из Испании, такими, как Хосе Луис Санчес (Распятие Христа),
Хавьер Вивер (образы Богородицы и Святой Моники), Хосе Мануэль Сирия
(экспрессионистская фреска "Сотворение мира" в часовне Святого
Причастия), Фернандо Пагола (амвон, главный алтарь, купель), Хавьер
Мартинес (образ Христа для ризницы) и Хосе Антонио Рамос (Крестный путь,
лат. Via Crucis; 14 разных крестов из стали). Образ Святой Моники является
реминисценцией работ Джованни Лоренцо Бернини "Экстаз Блаженной
Людовики Альбертони" (1671-74) и "Экстаз святой Терезы"
(1645-52).
Статья подготовлена Павлом Кузнецовым для ARCHITIME.RU
по материалам vicens-ramos.com
|