Дата постройки: 2007-2012 гг.
Место нахождения: Баку, Азербайджан
Стиль: постмодернизм
Заха
Хадид считала Heydar Aliyev Center одним из главных своих проектов.
И дело даже не в том, что здание было удостоено одной из самых престижных
архитектурных наград - в 2014 году Лондонский музей дизайна признал
его "Проектом года". Просто здесь удивительно гармонично сочетаются
архитектурная и символическая составляющие. Параметрический дизайн и
современные материалы позволили Захе Хадид создать сооружение, стирающее
различие между архитектурой и ландшафтом мегаполиса, фасадом здания
и городской площадью, рукотворным объектом и землей, интерьером и экстерьером.
О том, как ей это удалось, читайте в нашей статье...
"Текучесть форм исторически была присуща исламской
архитектуре. Многочисленные сетки или последовательности столбцов здесь
текут в бесконечность, как деревья в лесу, создавая иерархическое пространство.
Непрерывные каллиграфические и орнаментальные узоры перетекают от ковров
на стены, со стен на потолки, с потолков на купола, устанавливая бесшовные
взаимосвязи и размывая различия между архитектурными элементами и окружающее
средой. Мы намеревались придать этому историческому пониманию архитектуры
новый импульс и создать новую идентичность, основанную на традиции",
- рассказала Заха Хадид.
На архитектурный облик Heydar Aliyev Center повлияла
и местность, где он возводился. Участок, отведенный под строительство,
был разделен отвесным склоном. Заха Хадид приняла решение не выравнивать
площадку, а использовать перепады высот и естественные террасы для создания
сложных пространственных связок. При этом при разработке геометрии Центра
Гейдара Алиева, Заха Хадид полностью исключила прямые линии, реализуя
аксиому Антонио
Гауди, утверждавшего, что в природе прямых линий не существует.
Heydar Aliyev Center в основном состоит из двух сотрудничающих
систем: бетонной конструкции и большого количества пространственных
рам. Для создания больших пространств, позволяющих посетителю почувствовать
плавность интерьера, вертикальные элементы конструкции скрыты системой
ограждающих панелей и навесных стен.
Одним из наиболее важных и, в то же время, сложных элементов
проекта, была архитектурная разработка облицовки здания. Ее формы напоминают
набегающие друга на друга волны. Кровля, площадь которой составляет
4 га, состоит из 2027 панелей в виде различных геометрических фигур
- треугольников, прямоугольников, трапеций. Формы панелям придавались
с помощью вакуума. В качестве идеальных материалов для облицовки были
выбраны армированные стекловолокном полиэфиры GFRC и GFRP, поскольку
они обеспечивают мощную пластичность конструкции здания и отвечают самым
разным функциональным требованиям. Белый цвет панелей не только символизирует
светлое будущее - благодаря ему солнечные лучи подчеркивают необычные
формы здания, причем его внешний вид меняется с течением времени суток
и изменением естественного освещения.
Ночью образ здания также меняется с помощью освещения,
которое направляется изнутри на внешние поверхности и разворачивает
формальную композицию, раскрывая ее содержание и поддерживая гармонию
между интерьером и экстерьером.
Площадь главного здания центра составляет около 57,5
тысяч квадратных метров. Оно состоит из трёх отделов: Музея Гейдара
Алиева, выставочных залов и "Аудиториума". В девятиуровневом
секторе выставочных залов находятся выставочные площади, офисы, а также
ресторан и кафе.
Кроме самого здания Heydar Aliyev Center, в комплекс
входит подземный паркинг и парковая зона площадью около 13,6 га, где
располагаются два пруда и искусственное озеро.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам: zaha-hadid.com, archilovers.com, architizer.com, grandtourmagazine.com