|
Фрэнк Ллойд Райт / Frank Lloyd Wright |
|
||||||||
Страна: США Годы жизни: 1867 1959 Основная информация: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биография        Главную роль в профессиональном становлении Фрэнка сыграл Луис Салливан. Именно он научил Райта честному и естественному подходу к проектированию. Тот взял эти принципы на вооружение и использовал в работе над первыми самостоятельными проектами. По мере взросления формируется уникальный стиль архитектора, появляются "дома прерий". К ним относят ряд зданий в Иллинойсе, Буффало, Чикаго. Проектирование непрерывного архитектурного пространства отчасти основано на идеях японского национального зодчества. Их изучением Райт увлекся в 90-х годах XIX века.        Для Райта дома Поднебесной стали олицетворением разумной практичности. По его мнению, в них не было ничего лишнего, вычурного, ненужного. Каждый элемент на своем месте и имеет значение. Этот же подход был перенесен на американскую модель проектирования. Дома лишились тривиальности. Более того, те элементы, которые ранее считались чисто функциональными и не подчеркивались архитекторами, были выделены с легкой руки Фрэнка.        Самым ярким представителем "домов прерий" стал дом Роби. При его создании архитектор использовал асимметрию, ленточные окна, многоплановость, и не задействовал орнамент. Однако общество не сразу оценило художественную ценность здания. Менеджмент чикагского университета хотел разрушить постройку, чтобы на ее месте возвести кампус для студентов. К счастью, объект был выкуплен строительной фирмой, что спасло его от уничтожения.        Характерной чертой "домов прерий" являлось отсутствие декоративных элементов. Этот же прием был использован при строительстве офиса Ларкин-билдинг. Здание характеризуется большими пространствами и отсутствием каркаса. Оно создано из кирпича и покрыто крышей из стекла.        Первые 10 лет ХХ века оказались очень продуктивными. На счету американского архитектора около сотни проектов. Примечательно, что в то время на территории Штатов его деятельность была не слишком популярна. Зато в Европе за его работой внимательно следили и даже предлагали организовать авторские выставки. Одно из таких мероприятий состоялось в Берлине в 1910 году. Имя Райта вписали в хроники современной архитектуры.        Однако следующие 10 лет нельзя назвать такими же продуктивными. В течение долгого времени архитектор работал в Японии над проектом отеля. Здание получилось целостным и конструктивно прочным. Это позволило ему пережить ряд природных катаклизмов и избежать разрушения.        В середине 20-х годов прошлого века творческий кризис достиг апогея. Казалось, что Райт изжил себя и не имеет более вдохновения. От него отвернулись на родине, да и проблемы в личной жизни не добавляли оптимизма. Неудивительно, что в редких заказах сквозят мрачные нотки. Тут и там появляются геометричные узоры, характерные для культуры коренных индейских племен американского континента.        Однако черная полоса не может тянуться вечно. Постепенно чикагская архитектурная школа утрачивала актуальность. В архитектуре все отчетливее начали проявляться тенденции эклектики. Одновременно все больше влияния в Штатах стали приобретать европейские архитектурные жанры. А это способствовало пробуждению интереса к творчеству Райта. Стоит отметить, что европейцы в течение пары десятилетий удивлялись изоляции Фрэнка и его непопулярности на родине. Ведь в Старом Свете он всегда был интересен ценителям искусства.        Белая полоса началась в середине 30-х годов прошлого века. Это было время второго пикового периода в творчестве Райта, который совпал с упадком функционализма. Культовыми зданиями этого времени стали особняк в Пенсильвании-Вудс и офис одной из фирм в Расине. Первый иначе называют домом-водопадом. Творческая фантазия архитектора превзошла самые смелые ожидания. Дом является продолжением естественного скального ландшафта с ручьем. Не менее грамотно и оригинально подобраны материалы. Впечатляет контраст грубого камня и отполированного стекла.        Второй объект не менее гротескный. Он имеет несколько колонн, напоминающих грибы. Они формируют этакие навесы, которые закрывают внутреннее пространство от ветра и осадков. Материалом стен стало стекло, позволяющее заполнить здание светом.        В последние годы жизни Фрэнк был нарасхват. Американские журналисты вовсю расхваливали его в статьях. Среди его поздних проектов - музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Башня Прайса, а также многочисленные постройки в Багдаде, Чикаго и других городах США. Фрэнк успевал публиковать книги и статьи. Стоит отметить его силу воли и выдержку. Он смог выстоять под натиском критики и профессионального забвения, а затем с чистым сердцем, как ни в чем не бывало, продолжал творить для капризного общества.        Райт скончался 9 апреля 1959 года в Аризоне. ----------------------------------------- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||