Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ARCHITIME.RU ИЗВЕСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ на ARCHITIME.RU

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ на ARCHITIME.RU

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНКУРСЫ на ARCHITIME.RU МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ на ARCHITIME.RU СНИПЫ на ARCHITIME.RU
МАГИЯ МЕТРО.
Анна Слапиня для ARCHITIME.RU. Статья о цикле экскурсий МУАРа по Московскому метрополитену.


Магия метро. Анна Слапиня для ARCHITIME.RU. Станция метро "Театральная". "Вторая очередь Московского метро. Сокол - Площадь Революции"
Станция метро "Театральная".
"Вторая очередь Московского метро. Сокол - Площадь Революции"

Несколько лет назад мне показали одну замечательную фотографию: час пик на станции "Киевская" кольцевая. И прокомментировали: "Глядя на этот снимок, иностранцы спрашивают, в каком из российских музеев такой аншлаг?"

Московский Музей архитектуры имени Щусева (МУАР) проводит цикл экскурсий по самому большому "музею" страны - Московскому метрополитену.

24 марта в дополнение к трем уже существующим экскурсиям планируется запустить еще одну - по четвертой очереди Московского метро.

МАГИЯ МЕТРО.

Как известно, нет ничего глупее, чем пересказывать чужие экскурсии. Поэтому речь пойдет не о том, что рассказывают научные сотрудники МУАР (эту информацию приятнее получать из первых рук), а о том, как именно это происходит. Экскурсий на данный момент разработано три: "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка", "Вторая очередь Московского метро. Сокол - Площадь Революции" и "Московское метро в годы войны. Автозаводская - Партизанская". Они проходят последовательно, три субботы подряд. После этого цикл начинается с начала. 24 марта планируется презентовать новую и последнюю экскурсию этой группы: "Четвертая очередь Московского метро. Октябрьская - Арбатская". Все четыре экскурсии в этом сезоне повторятся еще один раз: 31 марта, 7, 14 и 28 апреля. Затем сотрудники МУАР надеются на потепление, которое позволит водить группы по улицам, и в экскурсиях по метро наступит перерыв до осени.

 
Станция метро "Красные ворота".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Красные ворота".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
 

Московский метрополитен - это, как известно, "транспортное средство, связанное с повышенной опасностью", поэтому первый вопрос у экскурсантов обычно звучит так: "А как вам вообще разрешили?" Оказывается, для проведения экскурсии по метро не нужно никаких разрешений. Главное - не мешать пассажиропотоку. Поэтому группы водятся по субботам в первой половине дня, когда пассажиров не так много. Второй непременный вопрос: "А можно ли фотографировать?" Да, фотографировать можно. В Московском метрополитене нет никаких запретов на фото- и видеосъемку, если вы, опять-таки, не мешаете пассажирам. То есть снимать можно, но без штатива. Эти два факта как-то сразу располагают к нашему метро, которое оказывается куда более демократичным, чем казалось.

 
Станция метро "Сокольники".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Сокольники".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
 

После долгих сборов на условленной станции начинается экскурсия, обычно собирающая около 20-25 человек. В метро, естественно, очень шумно, поэтому экскурсантам выдаются наушники под залог. В наушниках вам уже не страшны ни шум поездов, ни разговоры окружающих людей. Слышимость прекрасная и на станциях, и в вагонах. Притом, если вы вдруг попадете в соседний с экскурсоводом вагон, то слышно будет точно так же. Технику долго тестировали в непростых условиях.

Сама экскурсия длится два часа, в течение которых группа последовательно осматривает все или почти все станции той или иной очереди метро. Почти все - в том случае, когда станция была построена позже остальных или сейчас закрыта на реконструкцию. Иногда, если для этого не нужно проходить турникеты, группа поднимается в вестибюль и рассматривает его архитектуру. На вестибюли, кстати, обычный пассажир редко обращает внимание, а, между тем, они очень интересны. Во время переезда от станции к станции в экскурсии обычно возникают естественные паузы, во время которых люди задают вопросы. Звучит довольно скучно, да? На самом же деле два часа пролетают мгновенно, и при мне никто ни разу не ушел раньше времени. И дело тут, думаю, не в оставленном за наушники залоге, ведь те же люди появляются на следующей экскурсии.

Станция метро "Комсомольская".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Красные ворота".  "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Красные ворота".
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"

Сотрудники МУАР признаются, что, запуская этот цикл, не ожидали такого наплыва желающих. "Мы же не рассказываем веселые истории и головокружительные биографии. Мы говорим только об архитектуре, а желающих так много, что иногда даже приходится ограничивать запись". Здесь, правда, есть некоторое лукавство. Рассказать об архитектуре без экскурса в строительство метро не удается. А там, конечно же, всплывает масса интересных подробностей: тут неожиданно прорвало подземную речку, тут материалы не дошли из-за войны, тут сам товарищ Сталин сказал "как красиво", и этим спас и станцию, и архитектора. Но таких баек действительно немного, а, в основном, речь и правда идет об архитектуре: о композиции, объемах, цвете, свете, деталях… о том, на что никогда не смотрит спешащий пассажир.

 

Удивительно, но за 75 лет своей истории метро изменилось совсем незначительно. Главные новшества - это дополнительные выходы и новое освещение. О том, как это искажает первоначальный архитектурный замысел, рассказывают экскурсоводы. И показывают: на электронном планшете демонстрируются фотографии той поры.

Архитектурная экскурсия по метро, организованная МУАР, единственная в мире. Что понятно: нигде больше метро не было государственной пропагандой посредством искусства. Конечно, популярность этих экскурсий легко объяснима: действительно интересный предмет плюс очень хорошие специалисты, ведущие рассказ, - вот простые слагаемые успеха. Но есть и еще кое-что... В любом действительно масштабном сооружении есть известная магия технического прогресса. Когда она соединяется с точно

Станция метро "Комсомольская". Вестибюль. "Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"
Станция метро "Комсомольская". Вестибюль.
"Первая очередь Московского метро. От Сокольников до Парка"

выверенными художественными формами, возникает завораживающий эффект. А если специалист объясняет тебе, что именно стоит за этим эффектом, рождается непередаваемое ощущение обладания тайной. Опять и опять проезжая по давно известным тебе станциям, ты начинаешь смотреть на них совсем по-другому. И при этом испытываешь какое-то очень странное чувство. Как будто ты теперь владеешь тайным знанием, позволяющим смотреть на мир иначе.

© Анна Слапиня, Architime.ru
При использовании текста активная ссылка на
источник обязательна

 
Магия метро. Анна Слапиня для ARCHITIME.RU. Станция метро "Динамо". "Вторая очередь Московского метро. Сокол - Площадь Революции"
Магия метро. Анна Слапиня для ARCHITIME.RU. Станция метро "Динамо". "Вторая очередь Московского метро. Сокол - Площадь Революции"
Станция метро "Динамо".
"Вторая очередь Московского метро.
Сокол - Площадь Революции"
Станция метро "Динамо".
"Вторая очередь Московского метро.
Сокол - Площадь Революции"
 
 

СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Пешеходная экскурсия «Четвертая очередь московского метро. Октябрьская – Арбатская»
Пешеходная экскурсия «Московское метро в годы войны. Автозаводская – Паритизанская»
Пешеходная экскурсия «Вторая очередь московского метро. Сокол – Площадь Революции»
Пешеходная экскурсия «Первая очередь Московского метро от Сокольников до Парка»

 
Адрес музея:

119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25, вход со двора.
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: + 7 (495) 697-38-74
Залы музея открыты с 11:00 до 19:00
Кассы работают до 18.00
 
Сайт: www.muar.ru

© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Google+ подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Яндекс.Метрика Rambler's Top100