Статус: не
реализован
Предполагаемое место постройки: Иерусалим, Израиль
/ Ha-Yehudim St, Jerusalem,
Israel
Стиль: брутализм
Луис Кан умер всего за несколько недель до очередной
поездки в Иерусалим для обсуждения своего проекта реконструкции синагоги
"Хурва" в еврейском квартале Старого Города. Многие эксперты
считают этот проект величайшим нереализованным произведением 20 века.
Здание синагоги было построено в начале 18 века последователями Иегуды
Хасида. В 1721 году оно было разрушено мусульманами и находилось в руинах
более 140 лет, поэтому приобрело название "Хурва" (ивр. "руины").
В 1856 году османский султан дал разрешение на восстановление синагоги
по проекту своего придворного архитектора Асада Эффенди. Строительством
руководили британский меценат сэр Мозес Монтефиоре и раввин Шломо Залман
Зореф, который был убит еще до начала строительства.
В 1864 году синагога все же была восстановлена и оставалась главной
синагогой ашкеназов Иерусалима до разрушения её силами Арабского легиона
в 1948 году. После Шестидневной Войны 1967 года, в результате которой
Израиль получил восточную часть Иерусалима, снова возникла идея по восстановлению
и заселению разрушенного еврейского квартала и реконструкции синагоги.
Компанию по восстановлению "Хурва" возглавил праправнук Шломо
Залмана Зорефа, известный адвокат, Яков Саломон. Он обратился к молодому
тогда израильскому архитектору Раме Карми с просьбой разработать план
строительства новой синагоги на ее прежнем месте. Карми от предложения
отказался и рекомендовал пригласить для этой цели Луиса Кана - известного
еврейского американского архитектора эстонского происхождения.
Луис Кан
дал согласие на просьбу Саломона и вскоре приехал в Израиль для изучения
места предполагаемого строительства. Архитектор настоял на походе в
Иудейскую пустыню, так как хотел пережить опыт древних евреев, "которые
пришли на эту землю, после 40 лет в пустыне". Так его группа посетила
два отдаленных монастыря: Монастырь Святого Георгия в Вади Кельт и Мар
Саба в долине Кидрон. По словам сестры Рамы Карми, Ады Карми-Меламид,
когда Кан вышел из Мар Саба, он был под таким впечатлением, что "говорил,
не останавливаясь, 12 часов".
Для Кана это была прекрасная возможность построить великий еврейский
памятник в центре еврейского государства. Архитектор осознавал огромную
ответственность этой задачи. В письме заказчикам в 1969 году он писал,
что сильно взволнован тем фактом, что должен выразить дух истории и
религии Иерусалима, что ощущает "вдохновение, которого он не чувствовал
раньше". По мнению исследователя Кенета Ларсона, "Хурва была
для Кана первая и, пожалуй, единственная возможность построить в контекст
древних руин".
Руины в жизни Луиса
Кана занимали особое место, вдохновляли его работу. Карьера Кана
расцветает после того, как он в 1950-51 провел несколько месяцев в Риме,
где изучал древнюю архитектуру. Кан стремился воплотить в синагоге и
других своих проектах силу и монументализм руин через простые геометрические
формы. Благодаря такому подходу, позже исследователи будут сравнивать
проект синагоги "Хурва" с сооружениями древних миров: с зиккуратами
древней Месопотамии, египетским Храмом в Луксоре, постройками характерными
для сефардских евреев из Центральной Азии.
История синагоги "Хурва" - это судьба руин, так как большую
часть своей жизни здание было разрушено. Также как и реконструкция башен
Всемирного Торгового Центра, проект восстановления синагоги поднимает
вопрос о строительстве на территориях, которые в значительной степени
определены историей своего уничтожения.
По замечанию Карми: "Мы должны помнить, что Луис Кан увидел
еврейский квартал разрушенным. Ничего не было, были только следы".
Поэтому Луис Кан в проекте синагоги создает руины, но не в буквальном
смысле. Он демонстрирует специфический способ своего мышления: "В
каждой вещи, что природа создает, она записывает, как это было сделано.
Гора - это запись, как гора была сделана. Человек - это то, как человек
был сделан". Руины для Кана приобретают определенный смысл
записи, следа разрушения здания природой и историей. Архитектор стремится
записать в архитектуре то, "как" она была сделана, здание
для Кана изначально является руиной, человеческим следом.
За время между 1968 и 1973 годами Кан представил три варианта реконструкции.
В каждом из них Кан предлагал строить новое здание не на месте старого,
а рядом с ним; оставить развалины в качестве мемориального сада. Между
синагогой и Стеной плача Кан хотел создать грандиозный променад "дорогу
Пророков" ("the Route of the Prophets").
Размышляя о проекте синагоги, Кан делает свое знаменитое и загадочное
замечание о руинах и свете: "Я думал о красоте руины… вещи,
которая не живет после… так я думал обернуть руины вокруг здания, понять
руины как оболочку здания… так, что вы можете смотреть сквозь стены
будто бы случайно... я чувствовал, что это было ответом на проблему
яркого, прямого света".
Так, по его мнению, синагога должна состоять из двух зданий: "наружное
будет поглощать свет и тепло солнца, а внутреннее будет давать эффект
отдельного, но связанного с внешним миром пространства". Наружная
структура-оболочка оборачивает внутреннее здание. Она представляет собой
16 опор-пилонов высотой 12 метров из блоков иерусалимского камня. Внутренняя
структура представляет собой четыре огромные колонны из железобетона
и установленные на них перевернутые пирамиды, которые поддерживают крышу
здания. Внутри колонн находятся ниши для индивидуальной молитвы или
медитации. Таким образом, внешние пилоны функционируют как контейнер,
а внутренние колонны как содержимое.
Проект синагоги "Хурва" так и не был реализован. Это произошло
по стечению разных обстоятельств: политические причины, чиновничье бездействие,
эстетическая робость. Искусствовед Михаил Левин из Израильского Технологического
Института утверждает, что "проект был слишком радикален для
правительственных чиновников, в результате чего мы пропустили один из
великих шедевров 20-го века".
Мэр Иерусалима, Тедди Коллек, когда увидел масштабы задумки Кана, заявил:
"Следует ли нам в еврейском квартале иметь здание, которое конкурирует
с Мечетью и Гробом Господнем, должны ли мы строить здание, которое будет
важнее Стены Плача?" Даже Яков Саломон, который работал над
осуществлением проекта Кана до самой своей смерти в 1980 году, был обеспокоен:
в 1968 году он писал Кану, что здание вышло "гораздо больше,
чем я себе представлял".
Защитники проекта Луиса
Кана считали, что Иерусалиму не была нужна еще одна синагога, там,
где их и так слишком много. Они говорили, что городу необходимо здание
для общественной активности. Знаменитый архитектор Моше Софди также
поддерживал проект Кана. Он утверждал, что "абсурдно реконструировать
Хурва как ни в чем не бывало. Если у нас есть желание восстановить синагогу,
нужно иметь мужество позволить великому архитектору сделать это".
В 1977 году на месте разрушенной синагоги была возведена 16-метровая
каменная арка, которая обозначала пространство, где когда-то находилась
синагога "Хурва". А в 2000 году правительством был утверждён
план строительства на этом месте новой синагоги, которая должна была
стать копией здания 19 века. Новая синагога в неовизантийском стиле
была открыта 15 марта 2010 года.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
по материалам archive.boston.com, chnt.at и rhruins.blogspot.ru