Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   АРХИТЕКТУРА С ЛИЦОМ. УНИКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ

Уникальная акустика и сейсмоустойчивая конструкция "срезанной дорической колонны" - Дворец искусств в Ташкенте

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
 

Название постройки: Дворец искусств в Ташкенте (ныне Панорамный кинотеатр им. А. Навои)

Авторы: архитекторы из "Узгоспроекта" (Владимир Берёзин, Серго Сутягин, Юрий Халдеев, Дмитрий Шуваев); инженеры Д. Антман, А. Браславский при участии архитектора О. Легостаевой; художники Александр Ган и Виктор Ган.

Дата постройки: 1962-1964 гг..

Место нахождения:
проспект Алишера Навои, 15, Ташкент, Узбекская ССР / Узбекистан

 

Дворец искусств в Ташкенте, построенный в 1962-64 годах, в то время считался самым крупным панорамным кинотеатром Узбекской ССР, вдобавок ко всему - самым сейсмически устойчивым, а также самым технологичным благодаря использованию современной акустической системы. Внешне комплекс тоже выделяется: фасад главного здания напоминает срезанную дорическую колонну, тогда как продолговатое фойе представляет собой пример модернистской архитектуры. Вместе весь комплекс соответствует тенденции создания ярких образов-метафор, сложившейся в архитектуре "советского модернизма" в 1960-х годах.

Некогда дворец искусств с самым большим зрительным залом в Узбекистане на проспекте Навои, а ныне просто панорамный кинотеатр им. А. Навои, расположен в центре Ташкента, откуда по широким аллеям можно дойти до стадиона "Пахтакор", нескольких правительственных зданий республики и до площади Независимости. Зал изначально предназначался для концертов, торжественных собраний и заседаний, просмотров фильмов. В зависимости от типа мероприятий выстраивалась особая акустическая система.
"Дворец искусств в Ташкенте, уместно символизируя классический храм, строится в виде среза дорической колонны", - отмечает современный архитектурный критик Владимир Белоголовский. Здание, построенное в 1962-64 годах, соответствует тенденции создания ярких образов-метафор, которая как раз стала проявляться в середине 1960-х годов в архитектуре "советского модернизма".

Культурный комплекс состоит из двух соединенных между собой зданий: непосредственно "срезанной колонны" - главного зала, плюс протяженного 2-этажного фойе, расположенного рядом. Главный объем зрительного зала можно считать своего рода цитатой античности, ссылкой на неизменное прошлое. Вытянутое фойе, выполненное в стилистике модернизма, на этом фоне выступает в качестве контраста. Застекленные галереи и легкость формы являются ссылкой на современность, тогда как узорчатые стены, создающие игру света и тени внутри определенной части фойе, являются данью традициям восточной архитектуры. Вместе весь комплекс представляет собой синтез разнообразных архитектурных средств.

Как вспоминает один из архитекторов Серго Сутягин, работа над проектом велась "на чердаке, в темноте и духоте". Из трех разработанных вариантов авторский коллектив остановился на круглой форме главного зала, которая считалась сейсмоустойчивой, но "которая лично мне не очень нравилась". "Так случилось, что мои коллеги по проекту с кинотеатром [Владимир Берёзин, Юрий Халдеев, Дмитрий Шуваев] разошлись по другим объектам, и мне пришлось доводить наше детище до конца в одиночку. Как архитектор, я сформировался на этом объекте".

По словам Серго Сутягина, "при создании кинотеатра нужно было учитывать акустику, свето- и звукопроецирование". Выяснилось, что разный акустический режим необходим на концерте, при показе кино и при звучании голоса. "Я связался с московским научно-исследовательским институтом, где мне сказали, что для правильной акустики нужна акустическая модель, которая состоит из оргстекла толщиной в 6 мм. В этом институте была мастерская, которая изготавливает эти самые модели. Меня отправили в командировку на месяц в эту мастерскую. В итоге мы сделали нужную модель, я познакомился с "Гипротеатром" (системой, которая отвечает за кинотехнологии: раздвижение занавеса, экран). Все эти знания помогли стать настоящим архитектором, изучить дело изнутри".

При землетрясении 1966 года здание дворца искусств оказалось единственным среди кинотеатров целым и невредимым в Ташкенте. Этого удалось достичь за счет технологии сборки стен зала (высота 22 м, толщина 25 см) из криволинейных панелей-скорлуп, а также использования стальных радиальных ферм в перекрытиях зрительного зала (средний пролет перекрытия 60 м).

Проект разработан "Узгоспроектом" при участии "Гипротеатра" (кинотехнология, механическое оборудование и театральное освещение), НИКФО (консультации по электро- и архитектурной акустике) и ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений (проектирование покрытия над зрительным залом). Объем всего комплекса составляет 80 700 м3, тогда как объем основного здания - 75 300 м3.

Универсальный зрительный зал рассчитан на 2300 мест. Киноэкран размером 34х14 м. При отделке интерьеров зала использовались буковая рейка, древесностружечные и перфорированные плиты (по стальному каркасу). В зале и фойе установлены системы кондиционирования воздуха.

Для создания акустического эффекта применялись стекловатные маты и стеклоткань с полиэтиленовой пленкой. Электроакустическое оборудование зала обеспечивает стереофонический звук. Основу двухэтажного павильона составляет каркас из сборных железобетонных элементов. В отделке здания использованы пластмасса, поливная керамика, естественный камень местных карьеров, поливинилацетатные краски. Интерьеры дворца украшены декоративными панно.



Статья подготовлена Павлом Кузнецовым для ARCHITIME.RU
По материалам: vot.uz, sovmod.ru, archi.ru, shaharsozlik.uz и сборника "Советская архитектура
шестидесятых годов" (отв. ред. А.В. Иконников и др.; Москва: Стройиздат, 1972).

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 
© 2007 - 2017, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Rambler's Top100

Нас уже 50 тысяч!
Присоединяйтесь к АРХИТАЙМ!

Самые крутые и уникальные постройки со всего мира -
Ваше вдохновение для творческих побед ;-)