|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческий процесс бесконечен. Он не заканчивается, когда в романе поставлена точка, в музыкальном произведении сыграна последняя нота, на театральную сцену опускается занавес, а перед входом в здание перерезана символическая ленточка. Просто с этого момента начинается новый процесс - сотворчество, в которое вовлечены зрители, осмысляющие прочитанное, услышанное, увиденное. Творческий процесс безграничен. Его невозможно загнать в определенные раз и навсегда рамки. И творческий процесс уникален. Нет универсальных рецептов создания произведений искусства. Исследованию этого процесса и был посвящен фестиваль Архстояние-2019. "Главная цель Архстояния - создание произведений искусства. Никола-Ленивец по-прежнему является лидером в области ленд-арта и архитектуры в ландшафте. Задачей этого года было показать, как рождается искусство, как оно интегрируется с пространством. Мы также хотели раскрыть образ самой территории Никола-Ленивца. А через что можно показать ландшафт? Оказалось, что опера - идеальный инструмент для представления красот окружающего пространства. Все арт-объекты и территории, ставшие декорациями для оперных постановок, ожили по-другому. Они изменились, их образ изменился, и впечатление, производимое ими на зрителя, тоже изменилось", - рассказал куратор фестиваля Антон Кочуркин. Что же там, за кулисами творческого процесса?
Процесс зарождения и развития архитектурного проекта можно исследовать, наблюдая за самым масштабным объектом за всю историю Архстояния, который стал эпицентром традиционного формата фестиваля. Речь идет о 27-метровой инсталляции Николая Полисского "Угруан". Несмотря на то, что Николай Владимирович уже давно не занимается живописью, в этом проекте он, как истинный художник, вновь вернулся к краскам. В это раз, чтобы создать на берегу Угры яркую скульптуру в стиле импрессионизма. По словам самого Николая Полисского Угруан - это "живопись в полный рост". Образ проекта родился благодаря впечатлению от картин Клода Моне, на которых изображен Руанский собор. Отсюда и название. "Угруан" - это производная от слов Угра и Руан. Сама конструкция представляет собой массивный каркас из нескольких стальных арок, на которые будут нанизаны 17 000 веток лозы, очищенных вручную и окрашенных яркими акриловыми красками. Угруан - не только самый высокий и многоцветный архитектурный объект Архстояния, но и самый масштабный долгострой. Возводить его начали еще в октябре 2018 года, а завершить планируется к зиме 2019. Это связано с особенностями конструкции, основание которой - 28 двенадцатиметровых свай и бетонная плита толщиной полметра. Эту постройку пришлось согласовывать с Министерством природы России, так как Угруан находится на территории национального парка "Угра", который является биосферным резерватом под эгидой ЮНЕСКО. "Архстояние - это территория свободы. Здесь происходит сотворчество, которое я очень люблю. В случае с Угруаном в этом сотворчестве участвует даже природа. Цветные "пиксели", то есть ветки лозы, устанавливаются постепенно. И никто не знает, как изменится цвет первых деталей к моменту, когда проект будет завершен. Мне самому будет очень любопытно понаблюдать за этим процессом", - сказал Николай Полисский.
Оперная часть фестиваля состояла из пяти премьерных спектаклей, подготовленных творческой лабораторией КоOPERAция. Во время подготовки к Архстоянию все режиссеры и перформеры специально жили в Никола-Ленивце, чтобы проникнуться атмосферой места и вдохновиться ленд-артом. При этом они были совершенно свободны в выборе декораций для своих спектаклей. Кто-то интегрировал свои идеи в определенное пространство, а кто-то, наоборот, сначала выбирал место и лишь затем начинал работу над сценарием. "В прошлом году, когда мы думали над концепцией новой лаборатории, мы решили, что было бы безумно интересно соприкоснуться с каким-либо новым форматом. И формат своеобразного оперного Open Air в таком потрясающем нестандартном пространстве показался нам очень интересным. Нам захотелось помочь зрителю посмотреть на современную оперу и современный театр под другим углом. Поэтому родилась идея выйти за пределы оперных зданий, которые очень часто выступают неким барьером между зрителем и спектаклем. Мы хотели поэкспериментировать и с пространством, и с взаимодействием со зрителями, и с акустикой, которая совершенно по-другому отражается и звучит в естественной среде", - рассказала Екатерина Василёва, руководитель лаборатории КоOPERAция. Так, замкнутое пространство "Ленивого Зиккурата" в рамках мультимедийной оперы CURIOSITY стало микромоделью современного общества, которое старается обособиться от всего, что происходит вокруг. В самой постановке рассказывалась история марсохода, в одиночестве исследующего неведомое пространство. Но кто более свободен: человек, живущий в тотально разобщенном обществе, или одинокий марсоход на далекой планете? Над этим вопросом режиссер Алексей Смирнов и предложил поразмышлять зрителям. Гротесковое действие постановки TEO / Teo / THEO режиссера Жени Беркович развернулось вокруг "Арки" и было посвящено взаимодействию человека и искусственного интеллекта. А самое яркое иммерсивное шоу в духе магического реализма состоялось на "Маяке". Это была опера "Блуждающие огни" от режиссера Аси Чащинской. В основе ее сюжета история мужа и жены, заблудившихся в своих отношениях. Была в программе фестиваля и опера, действие которой развернулось прямо в лесу на импровизированной площадке в березовой роще местного Версаля. Речь идет о совместной постановке режиссера-сценографа Капитолины Цветковой-Плотниковой и французского видеохудожника Габриэля Жанжана. Музыку в ней исполняли сами растения. С помощью системы специальных датчиков звуки снимались с деревьев, кустов, цветов и грибов. Затем эти вибрации трансформировались в звуковой сигнал, который менялся в унисон игре актеров, приближению зрителей и даже порывам ветра. Нужно сказать, что не все режиссерские задумки были поняты зрителями и восприняты однозначно, но Екатерина Василёва не видит в этом ничего страшного. "Главное, что эти спектакли не оставили людей равнодушными. Понятно, что каждый по-разному воспринимает материал. Я очень надеюсь, что наш нестандартный подход поможет заинтересовать оперным искусством более широкую публику. Мне кажется, что просто нужно быть открытым ко всему новому, ничего не бояться, пробовать, впускать в себя какие-то новые вибрации, новые интересные мысли. И самое главное - не ставить самому себе барьеров восприятия", - объяснила Екатерина.
Фестиваль Архстояние-2019 был пропитан музыкой в прямом
и переносном смысле. Вернее, в символическом. Ведь, по словам Фридриха
Шеллинга, архитектура - это застывшая музыка. Если продолжить эту аналогию,
то можно назвать Архстояние музыкальной импровизацией, которая постоянно
развивается. Новые форматы фестиваля по-новому раскрывают архитектуру,
арт-объекты и даже ландшафт. Тем интереснее будет узнать, что организаторы
предложат нам в следующем году.
----------------------------------------- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||