В этом году организаторы АРХ Москвы предложили участникам
и посетителям выставки порассуждать о взаимоотношениях мира идей с материальным
миром, попытаться осмыслить процесс рождения идеи и ее воплощения. В
своем манифесте куратора известный архитектор Илья Мукосей отметил,
что архитекторы не просто материализуют те идеи, которые уже были известны
до них, но и изобретают новые, формулируя их в текстах, затем визуализируя
с помощью рисунка, после чего воплощают в инсталляциях, стендах, зданиях.
Какие же идеи были реализованы в рамках экспозиции в Гостином Дворе?
Одно из центральных мест экспозиции заняла зона проекта
"Антитезы". Представленные здесь авторские инсталляции стали
материальным воплощением сопоставления таких противоположных понятий,
как "технология vs природа", "город vs не-город",
"развитие vs постоянство".
Категория "природа" была представлена "гостиницей
для насекомых", созданной Олегом Шапиро и Дмитрием Ликиным (wowhaus).
Вот как авторы описали идею своего проекта:
"Природа - один из фантомов с двойным дном. А точнее, отсутствием
какого-либо "дна". Человек чаще всего с патерналистской позиции
обсуждает охрану природы и согласовывает" разного рода протоколы
обращения с ней. Безусловно, это важно и полезно, но - как нам кажется
- наша забота не о природе, а о себе и сохранении привычных и комфортных
нам условий существования. Мы заботимся только о том, что попадает в
наше поле восприятия. Между тем, живое многократно больше и значительнее.
Человек - лишь крохотная часть одного из четырех царств, царства животных
(а есть еще грибы, растения и протисты), одного из трех доменов, эукариот
(а есть еще археи и бактерии), причем бактерий в общей массе больше
всех <…> Внимание человечества и архитектуры, как одного из видов
его прикладной деятельности, было бы полезно обратить на меньший масштаб.
Мы научились видеть проблемы леопардов, тюленей и прочих сомасштабных
нам существ. Пора смотреть шире, точнее - глубже. Следующая станция
- насекомые. Они проигрывают в привлекательности, но выигрывают в значимости
для экосистемы".
 |
|
Антитезой к этой работе стала инсталляция "Технология" Бориса
Бернаскони.
Тотан Кузембаев представил свое понимание идеи "Не-город"
в виде наслоения пластов органических и неорганических предметов, дополнив
его не менее экстравагантным описанием: "У нас в лесу идут дожди.
Вы все уехали в город. Строите там большие стены, все вам мало. Леса
уже и не осталось. Да и нас тоже. Я перестал вас видеть и слышать. Хотя
бы сделали окна, чтобы смотреть на нас. Чего вы боитесь и опасаетесь?
Я лишь хочу жить и общаться без барьеров. Ломайте стены! Разбивайте
окна! Вернитесь, пока не поздно! Прекратите городить стены, это никогда
ни к чему хорошему не приводило! Жду вас со свежим воздухом, чистой
водой и зеленой травой. Ваш В.П.".
 |
 |
В свою очередь пространственная композиция бюро ATRIUM
стала воплощением идеи развития. "Каждая форма развивается от простого
к сложному. Это является результатом ее эффективной и функциональной
адаптации к внешним факторам и доминирующим критериям. Иногда этот процесс
рождает удивительные по своему разнообразию и изощренности формы. Простые
элементы могут выстраивать сложные структуры, в которых целое перестает
равняться сумме частей и несет в себе уже новое качество. В этом и заключается
смысл развития", - так авторы охарактеризовали свой проект.
Идею города в данном проекте представил Илья Заливухин
(jauzaproject), а идею постоянства - Ната Татунашвили и Наталья Масталерж
(nowadays).
Чем же еще запомнилась экспозиция АРХ Москвы 2021?
Внимание посетителей выставки сразу же привлекал павильон
Москомархитектуры, названный "Облик реновации" и спроектированный
бюро PLANET9. Внутри павильона были представлены проекты-участники международного
конкурса на разработку концепций архитектурных решений домов по программе
реновации. Целью конкурса было показать, как современный архитектурный
язык позволяет переосмысливать и решать подобные масштабные проекты.
Высотной доминантой экспозиции стал павильон, внутри которого располагался
центральный дискуссионный зал. Фасады этой высотки украсили работы художника
Олега Кулика, который в рамках проекта "Идея Москвы" переосмыслил
образы Девушки с веслом, памятника Минину и Пожарскому, а также создал
графический образ Москвы в движении.
 |
Значительное пространство экспозиции
было отдано проекту "Луч идей. Москва", который состоял
из нескольких разделов: традиционного АРХ КАТАЛОГа, где представлены
работы современных российских архитекторов; выставки студенческих
работ "ПОСЛЕЗАВТРА"; зарубежные архитекторы представили
свое видение Идеи Москвы в рамках экспозиции "ВЗГЛЯД ИЗВНЕ";
а коллекцию концептуальной графики из архивов Музея архитектуры
им. Щусева можно было увидеть в разделе "БУДУЩЕЕ В ПРОШЛОМ".
Идеи, реализованные лишь на пространстве бумажного листа, были
представлены в рамках проекта "БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА. АРХИВ".
Многие из данных концепций были лишь размышлениями, полетами
фантазии без конкретной цели, часто даже не предназначенными
для реализации. Но главная ценность этих изображений заключается
в том, что они могут стать источником вдохновения для идей,
уже реализуемых на практике.
Павильон-инсталляция "Взаимосвязь", созданный ABD
architects в честь 30-летия бюро, был задуман, как символ синергии
человека и процессов, созидающих архитектуру.
Другой экспонент, архитектурная
группа DNK ag, также отметила на выставке юбилей (20 лет) и
создала "Павильон ХХ" - пространственное размышление
о границе и пустоте, "чистое свободное пространство, самоценное
само по себе, в границах орнамента прозрачной конструкции".
 |
 |
Павильон-инсталляция "Взаимосвязь",
ABD architects
|
"Павильон ХХ", DNK ag
|
Компания Graphisoft представила
на своем стенде серию мастер-классов по использованию Archicad,
BIMcloud и BIMx, в рамках деловой программы специалисты компании
рассказали о текущих возможностях Archicad и их развитии в будущем.
Компания "Новые Горизонты"
продемонстрировала на своем стенде несколько линеек инновационных
детских площадок, а также выступила экспертом на дискуссии об
актуальных подходах в проектировании детских площадок будущего.
На стенде ГК "Алютех"
можно было познакомиться с возможностями современных алюминиевых
профильных систем при работе с экстерьерами зданий и оконными
системами.
Архитекторы Invisiline создали
павильон из невидимых щелевых вентиляционных решеток, а стенд
Республики Беларусь подчеркивал важность для страны сельского
хозяйства. После долгой прогулки по такой обширной экспозиции
можно было набраться сил в креативной зоне отдыха, созданной
архитектурным бюро .ket.
 |
Павильон Invisiline
|
|
 |
Стенд Республики Беларусь
|
|
 |
Креативная зона отдыха от бюро .ket
|
|
Одним из ключевых событий деловой программы АРХ Москвы-2021 стал традиционный
завтрак архитектора и девелопера, тема которого в этом году была сформулирована
следующим образом: "Единомышленники. Архитектура бизнес-отношений".
Актуальность такой темы подчеркивает тот факт, что последние несколько
лет Притцкеровскую премию получают именно коллективы архитекторов. Участники
сошлись во мнении, что в творческом союзе невозможно обговорить заранее
все условия сотрудничества и важно уметь находить компромиссные решения
в процессе работы.

Кроме того, в рамках деловой программы выставки прошло более 100 деловых
мероприятий. Некоторые из них, в том числе посвященные авторскому праву,
технологиям в архитектуре, особенностям шведского дизайна и др. вы сможете
посмотреть на нашем сайте в разделе "Видео
лекции".

Статья подготовлена Олегом Сочалиным
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА и ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|