|
Российский взгляд на дизайн будущего.
|
|
||||||||
|
||||||||
Как говорится в первой части известной пословицы, "талантам нужно помогать". Это вдвойне справедливо, если речь идет о талантах, которые с помощью своих креативных дизайнерских идей стремятся внести вклад в светлое будущее людей в самых разных уголках мира, предлагают инновационные решения как локальных проблем конкретных социальных групп, так и глобальных проблем общества в целом. Именно для этого в 2013 году брендом Lexus и был создан международный конкурс Lexus Design Award. Конкурс направлен на поиск супер-идей и поддержку начинающих дизайнеров, при этом, участники не обязательно должны быть молодыми, возрастного ценза у конкурса нет. Ежегодно тысячи креативщиков, дизайнеров, архитекторов, инженеров представляют на суд профессионального жюри свои проекты, тематика которых крайне разнообразна, начиная от бытовых предметов и заканчивая концепциями застройки определенных местностей. Что же отличает проекты участников конкурса в 2019 году? Известный технолог и представитель жюри Lexus Design Award 2019 Джон Маэда отметил, что в конкурсных проектах этого года, как никогда, прослеживается глубокое осознание участниками ответственности общества за свои действия, а также понимание взаимосвязи мировых процессов современности. Кроме того, Маэда подчеркнул, что дизайнеры нового поколения все чаще сочетают в своих проектах "классический" и "программируемый" дизайн, и эта тенденция дает надежду на улучшение будущего, в то время как дизайнеры будут постоянно стремиться к новым знаниям и не будут бояться делать инновационные предложения, которые никто до них не делал. Примечательно, что именно в этом году российское представительство на конкурсе оказалось рекордным за всю его историю. Сорок семь работ российских авторов вошли в ТОП-90 - шорт-лист лучших проектов со всего мира. Это стало возможным во многом благодаря российскому конкурсному этапу, который проводится с 2016 года и становится все популярнее среди дизайнеров. Все работы, поданные на LDA Russia Top Choice, одновременно подаются и на глобальный конкурс, и соответственно оцениваются и российским, и международным жюри независимо друг от друга. Поэтому в шорт-лист основного конкурса попадают не только призеры национальных отборов. В этом году свои работы на LDA Russia Top Choice представили 485 дизайнеров из 41 города нашей страны.
Из шорт-листа были выбраны 6 финалистов, которые под руководством кураторов создали прототипы своих проектов и представили их на Неделе дизайна в Милане, прошедшей с 9 по 14 апреля. Один из кураторов конкурса, испанский художник-дизайнер Хайме Айон отметил, что финалисты очень креативно подошли к использованию технологий для улучшения будущего: "Все идеи, вышедшие в финал, очень интересны, а некоторые и вовсе революционны. Биоразлагаемые материалы, установки для альтернативных источников энергии, оборудование для ликвидации экологических катастроф - все это и есть дизайн будущего". Среди шести проектов финалистов, подробнее о которых мы писали здесь, был и проект нашего соотечественника, промышленного дизайнера Дмитрия Балашова. Дмитрий не знал про российский этап конкурса, и сразу подал свою заявку на рассмотрение международного жюри.
Его проект "Эко вихрь для генерации энергии" (Green Blast Jet Turbine Energy) представляет собой турбину, предназначенную для сбора и накопления энергии ветра, возникающей при взлете реактивных самолетов. Благодаря данному девайсу огромный энергетический потенциал, который раньше расходовался впустую, теперь может использоваться для нужд аэропортов и способствовать значительной экономии ресурсов. Значимость данного изобретения сложно переоценить, особенно если использовать его в крупнейших аэропортах мира: Хитроу, Шарль де Голль в Париже, международном аэропорту Лос-Анджелеса и других мегаполисов, где каждые сутки в воздух поднимается около 1400 реактивных воздушных судов. Турбина устанавливается на мобильную платформу и может свободно перемещаться по территории аэропорта, но наиболее рациональное ее расположение - в торце взлетной полосы.
- Конечно, предпосылки идеи проекта были еще до конкурса. Но Lexus Design Award стал необходимым триггером для создания конкретной установки. При подготовке к нему я смог найти именно дизайнерское и конструкторское решение проблемы экономии энергии и использования нетрадиционных энергетических источников. Можно сказать, что конкурс помог мне найти свой собственный путь к приближению лучшего будущего. - Вы предполагали, что Ваша работа попадет в финал? Как вы думаете, благодаря чему это произошло? - Если честно, для меня это стало неожиданностью, хоть и идея, которая легла в основу моего проекта, озвучена впервые. Насколько я знаю, нигде в мире нет подобных устройств. Это именно инновационное решение проблемы. Мне кажется, это самое важное.
- Как проходила работа над созданием прототипа Вашей установки? - Протопит создавался в России. Непосредственно производство заняло около месяца, но этому предшествовал достаточно сложный и долгий исследовательский процесс, благодаря которому первоначальная идея становилась все более рациональной, удобной для производства и использования, и были продуманы все аспекты интеграции оборудования в инфраструктуру аэропортов. Огромную благодарность хотелось бы выразить всем менторам, которые помогали в этой работе. Каждый из них внес свой вклад в создание прототипа Green Blast Jet Turbine Energy. Непосредственно производителя я искал самостоятельно, а когда начался процесс изготовления, то постоянно отправлял менторам фотоотчеты каждой стадии и в ответ получал советы и корректировки.
- Да. Уже проведены первоначальные расчеты. В дальнейшем они будут более подробные. За основу взяты два аэропорта - один в Атланте, другой в Токио. В первом частота взлетов одна минута, во втором - три минуты. Результаты получились разные, но в целом, они внушают оптимизм. Я обязательно собираюсь внедрить свою установку в инфраструктуру аэропортов вне зависимости от итогов конкурса. Для меня это самое главное. Именно в этом миссия промышленного дизайна. - На Ваш взгляд, зачем дизайнерам участвовать в международных конкурсах? Какие это открывает перспективы? - Я думаю, прежде всего, это интерес и внимание всего мира. Смотрите,
сейчас я нахожусь в центре событий. На меня направлены камеры и взгляды.
Lexus Design Award - действительно серьёзный и большой конкурс. Соответственно,
здесь пропорционально больше внимания. Но если бы я до этого не участвовал
в других конкурсах, не таких масштабных, то не получил бы бесценный
опыт общения с коллегами, членами жюри, менторами, опыт презентации
своего проекта. Поэтому дизайнеры, особенно молодые, должны использовать
максимум возможностей заявить о себе и своем творчестве, заинтересовать
общественность своим видением мира и идеями, особенно, направленными
на улучшение будущего. ----------------------------------------- |
||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||