АРХИТАЙМ              
 
Напишите нам     Telegram-канал АРХИТАЙМ  Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Youtube-канал ARCHITIME.RU     Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   АРХИТЕКТУРА С ЛИЦОМ. УНИКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ

«ГЭС-2» в Москве

   ИНТЕРЕСНО?
   ПОДПИШИТЕСЬ
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
ПОЛУЧАЙТЕ СВОДКУ ВСЕХ ДОБАВЛЯЕМЫХ ПОСТРОЕК И СОБЫТИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
 

Название постройки: ГЭС-2

Авторы проекта реконструкции: Renzo Piano Building Workshop и Антонио Бельведере

Год открытия:
2021 г.

Место нахождения:
Москва, Россия

 

Долгожданное событие - открытие ГЭС-2 произошло 4 декабря 2021 года. Посещение возможно для всех желающих. Вход в Дом культуры бесплатный. Временно требуются предварительная регистрация на сайте v-a-c.org и QR-код.

Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим проектом преобразования бывшего промышленного здания в открытое культурное пространство, который был реализован в мире за последние годы. Дом культуры «ГЭС-2» станет важнейшим центром культуры на карте Москвы.

Дом культуры «ГЭС-2» занимает здание бывшей городской электростанции, построенной в 1904–1907 гг. на Болотной набережной в центре Москвы по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. В 2009 году зданию ГЭС-2 был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Проект реконструкции, задачей которого было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку, стал первой работой Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России.


Эскиз Ренцо Пиано
© Renzo Piano


Схема поперечного разреза
© RPBW


Схема продольного разреза
© RPBW

«Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство; сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только любителям и ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого».

Ренцо Пьяно, архитектор RPBW

Дом культуры «ГЭС-2» — новая постоянная площадка фонда V–A–C в Москве. Цель Фонда, основанного в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой, — переосмыслить систему художественного производства и производства знаний средствами современного искусства. Вместе с художниками V–A–C расширяет пространство культуры: реализует проекты вне дисциплинарных границ и участвует в разработке
нового языка современных культурных процессов.

«Для меня культура — это процесс познания мира вокруг нас, мира других людей, мира внутри себя. Иными словами, культура — это средство прямой коммуникации всех со всеми, в самых разнообразных формах. И Дом культуры „ГЭС-2“ есть не что иное, как открытое для всех пространство культурных
коммуникаций».

Леонид Михельсон, президент фонда V–A–C

НОВОСТИ

27.02.22. В связи с происходящими трагическими событиями фонд V–A–C принял решение о пересмотре программ и деятельности в пространствах Дома культуры «ГЭС-2» и венецианской резиденции V–A–C Дзаттере.

28 февраля 2022 года Дом культуры «ГЭС-2» завершает первый сезон «Санта-Барбара». Свою работу заканчивают все выставки текущего сезона, а также мероприятия публичной программы.


"Задача Дома культуры — объединять людей с помощью современной культуры. Сегодня для нас как никогда важно оставаться открытой площадкой, предоставляющей безопасное место для общения, самоподдержки, выражения эмпатии друг к другу и отдыха от перенасыщенной информационной среды. Здание «ГЭС-2», включая семейную мастерскую для детей и взрослых Ателье, Библиотеку, ресторан и кафе, продолжает свою работу. Для всех желающих доступны медиаторские туры, которые познакомят с архитектурой и историей пространства, Центр художественного производства «Своды» продолжит свою работу и открыт для художников программы."

Администрация Дома культуры «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021
Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев

САНТА-БАРБАРА

«Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» — монументальный новый проект, созданный специально для «ГЭС-2», и один из трех основных проектов первого сезона. Работа исландского художника Рагнара Кьяртанссона представляет собой живую скульптуру протяженностью в 10 метров в центральном пространстве здания.

Вдохновением для работы Кьяртанссона послужил одноименный телесериал, который снимался с 1984 по 1993 год. Первая зарубежная американская мыльная опера, которую показали в России, и самая долгая в истории отечественного телевидения, «Санта-Барбара» стала культурным феноменом постсоветского пространства, сформировав мечты и стремления целого поколения зрителей, которые смотрели ее и погружались в другой мир и другой образ жизни. Вероятно, «Санта-Барбара» и в самом деле оказала влияние на культурную историю современной России.


Эскиз Рагнара Кьяртанссона для живой скульптуры «СантаБарбара

Художественный метод Рагнара Кьяртанссона разворачивается вокруг театральности и ритуала и их общей черты — повторения и многократного воспроизведения. Под руководством Кьяртанссона профессиональная киногруппа во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир поставит на русском языке, снимет и выпустит 98 эпизодов теленовеллы на глазах у посетителей Дома культуры. Съемки каждой серии должны уложиться в сутки. Все сцены снимаются с единственного дубля. Декорации, костюмы и реквизит каждого эпизода воспроизводят те, что
были использованы в оригинальном сериале.


«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Переснимая серию за серией в режиме реального времени, Кьяртанссон пишет своего рода масштабное историческое полотно, которое превращается в живую перформативную скульптуру. Суть такого титанического начинания связана с давним интересом Кьяртанссона к тому, как культурные продукты и их эмоциональная сила могут изменить жизни людей. Грандиозные декорации, которые протянулись во всю длину здания, станут частью зрелищной динамической скульптуры, синхронизируя прошлое с настоящим и будущим. «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона — это еще и размышление о влиянии вымысла и популярной культуры на историю, современность и реальность.


скиз Рагнара Кьяртанссона для живой скульптуры «СантаБарбара»

Рагнар Кьяртанссон — художник и музыкант. Родился в Рейкьявике в 1976 году. В своей практике использует различные художественные приемы и медиумы. Его видеоинсталляции, перформансы, рисунки и картины затрагивают историю кино, музыки, литературы. Работы Кьяртанссона созданы под влиянием классической драмы и театра, они эмоциональны, в них есть юмор. Подражание и театрализованная постановка становятся ключевыми инструментами художника для того, чтобы передать неподдельные чувства. Персональные выставки и перформансы Рагнара Кьяртанссона прошли в Художественном музее Штутгарта, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Художественной галерее Барбикан в Лондоне, Музее Хиршхорна и Саду скульптур в Вашингтоне, Художественном музее Рейкьявика, Дворце Токио в Париже и Новом музее в Нью-Йорке. В 2009 году он представлял Исландию на Венецианской биеннале, а в 2013 году его работы были показаны на главной
выставке Биеннале.

В МОСКВУ!
В МОСКВУ!
В МОСКВУ!

Кураторы: Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир.

Художники: Хилдигуннур Биргисдоттир, Палл Хаукур Бьорнсон, Тистер Гейтс, Рагнар Кьяртанссон, Уна Бьорг Магнусдоттир, Джейсон Моран, УннарЭрн, Рагнар Хельги Олафссон, Дик Пейдж, Элизабет Пейтон, МагнусСигурдарсон, Ингибьорг Сигурьонсдоттир, Курвер Тороддсен, Муггур (Гудмундур Торстейнссон), Эмили Уордилл, Рони Хорн, Ольга Чернышева, Кэроли Шнееманн.


Рагнар Кьяртанссон. «Посетители», 2012. Коллекция Музея современного искусства Migros, Цюрих

Второй проект, открывающий сезон, — это групповая выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», на которой избранные произведения Рагнара Кьяртанссона представлены вместе с работами других художников, в том числе выполненными специально для «ГЭС-2». Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!» задумана в связи с перформансом «Санта-Барбара» и посвящена исследованию творчества художников, с которыми Кьяртанссон вместе работал, и тех, кем он восхищается. Проект под кураторством Рагнара Кьяртанссона и его супруги Ингибьорг Сигурьонсдоттир представляет очень личное собрание близких им художественных работ, которое можно сравнить с камерной встречей гостей за ужином.


Тистер Гейтс. «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем», 2014.
Коллекция галереи WhiteCube

Выставка организована таким образом, чтобы усилить эффект от каждой работы за счет формальных или содержательных созвучий, перекличек и параллелей. 144 «Монохрома» Дика Пейджа с поэтическими названиями, которые изначально должны были стать оттенками теней, румян, помады и других средств макияжа, отзываются на 144 портрета художника Палла Хаукура Бьорнсона, которые Кьяртанссон ежедневно писал с натуры в исландском павильоне на 53-й Венецианской биеннале. Тистер Гейтс размышляет о способности религии переносить человечество в иную, преобразующую плоскость, где мир может меняться к лучшему. Его «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем» (2014) перешептываются с произведением Уны Бьорг Магнусдоттир «Ложное убеждение» (2014), где художница метафорически уподобляется пророку, чье откровение не может быть передано обычным языком, не утратив своей абсолютной истинности. «В Москву! В Москву! В Москву!» исследует такие сюжеты, как роль красоты, неоднозначность искусства, меланхолия, повторение, ностальгия, значение клише, цикличность, сила искусства и вымысла.


Рагнар Кьяртанссон. «Грозный-прегрозный», 2021

Специально для этой выставки Хилдигуннур Биргисдоттир придумала работу, замуровав в стены «ГЭС-2» обычные предметы домашнего обихода, доставленные интернет-магазином из Китая. Художница привлекает наше внимание к вездесущей банальности повседневных вещей, на которые мы обычно не обращаем внимания, показывая современную цивилизацию глазами археологов из будущего. В то же время в новой работе Рагнара Кьяртанссона заходит речь о событии из прошлого и его жутковатом повторении в наши дни. Двухканальное видео «Грозныйпрегрозный» посвящено полотну Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которое подвергалось нападению дважды — в 1913 и 2018 годах. Злополучный холст, вызывающий неконтролируемые эмоциональные реакции, послужил Кьяртанссону поводом для новых размышлений о силе воздействия искусства на человеческую душу.


Рагнар Кьяртанссон. «Посетители», 2012. Коллекция Музея современного искусства Migros, Цюрих

Фотосерия Ольги Чернышевой — портреты водителей междугородних автобусов, следующих в столицу, — тоже называется «В Москву» и отсылает к атмосфере чеховских пьес — в частности, к драме «Три сестры», где Москва превращается в метафору недостижимых перемен и жажды осмысленной жизни. По словам кураторов, «фраза „В МОСКВУ!“ перекликается с идеей неизбывного стремления к чему-то прекрасному, но недосягаемому. Иногда это стремление можно на миг утолить с помощью произведений искусства. Однако все та же несбыточная мечта толкает нас к художественному творчеству».

Я моторы гондолы разбираю на части

Кураторы: Мария Крамар, Андрей Паршиков, Ольга Цветкова, Елена Яичникова

Действие I: Екатерина Андреева, Евгений Антуфьев, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) и «Фабрика найденных одежд» (ФНО), Константин Гончаров, Татьяна Гордеева, Дженда Флюид (Антонина Баевер), Денис Егельский, ВалентинаЛуценко, Мария Маркина, Андрей Медведев, Новая академия изящных искусств, Ульяна Подкорытова, Игорь Польский, Майкл Портной, Наталия Пшеничникова, Анна Семенова-Ганц, Алексей Соколов, Ольга Тобрелутс, Ольга Чернышева, Эллина Геннадьевна.

Действие II: Вова Бухаров, Дима Гаврилов, Миша Кострецов, Вера Котельникова, Наташа Судьина, Артур Чапарян, «Альтернативная комедия», «Импров», «Фемстендап».

Действие III: «Новые композиторы», «Сигнал из милиции», «Тальник», Алексей Таруц, DJ 1985, Sofia Rodina, Santa Valentina, Shadowax, Kirill Shapovalov, WULFFLUW XCIV.

Действие IV: Татьяна Чижикова, Полина Бахтина, Сергей Касич.


Ульяна Подкорытова.«Taмотка», 2021. Фото: Павел Смирнов

«Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» — это третий и финальный проект открытия Дома культуры «ГЭС-2». Яркая мультиформатная выставка включает в себя работы молодых российских художников и посвящена преобразующей и освободительной силе карнавала. Художники, хореографы, драматурги, музыканты, композиторы и комики вместе переизобретают карнавал, чтобы понять, каким он может быть сегодня. Участники проекта обращаются к российскому опыту и стремятся обнаружить в нем соответствующие практики, укорененные в народной культуре, пришедшие на волне преобразований 1990-х или появившиеся позже. Название проекта «Я моторы гондолы разбираю на части» заимствовано из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль», выпущенной 31 декабря 1999 года. Четыре части, упомянутые в названии, — это выставка с живыми выступлениями, уличная танцевальная процессия, стендап-программа и ночной рейв.

Архитектурное решение выставки воссоздает праздничную городскую площадь. Бюро KOSMOS architects спроектировало шатры и широкие проходы между ними, как будто предназначенные для народных гуляний. В представленных работах затрагиваются разные стороны карнавальной культуры: переодевание и самовыражение посредством костюма, примерка новой идентичности и создание вымышленной параллельной реальности, ниспровержение иерархии и смешение «высокой» и «низкой» культуры, физическое соприсутствие людей в публичном пространстве.

В историческую часть выставки вошли произведения 1990-х и 2000-х годов, в которых костюмы являются частью игры в перевоплощение и способом проявить себя и вместе с тем отражают дух времени, сочетая крайности в настроениях, характерные для раннего постсоветского периода. Авторы новых работ, созданных специально для «ГЭС-2», рассматривают карнавальную культуру с выгодной позиции сегодняшнего дня, чтобы исследовать ее актуальность.


Ульяна Подкорытова. Tamatko, 2021. Фото - Павел Смирнов.

Двухчасовая танцевальная процессия «Думаю, вам показалось» хореографа Татьяны Чижиковой и художницы Полины Бахтиной предлагает участникам пройти траекторию от вымышленного карнавального веселья к переживанию экстаза и внутреннему освобождению.

Смеху и юмору как неотъемлемым частям карнавала и народной культуры посвящена программа стендап-выступлений «Новые шутки о главном». Она будет разворачиваться в течение шести вечеров на сцене в центре выставочного пространства. Наряду со стендап-лекциями популярных комиков о природе смешного и советском юморе в проект входят концерты-шоукейсы московских объединений «Фемстендап», «Альтернативная комедия» и «Импров».

Ольга Чернышева. «Отображения тонкого вида»,
фильм 16 мм, переведенный
в цифровой формат, 2021
Глюкля и Фабрика Найденных Одежд (ФНО). «Партия Языка Хрупкости» (из проекта «Карнавал Вытесненных Желаний»), 2017. Собственность художницы

 

 

Рейв в «ГЭС-2» соберет в коллективном действе очень разноплановых музыкантов. Приквелом к «Третьей части ночи» станет перформанс художника Алексея Таруца, посвященный интенсивным эмоциональным переживаниям, которые вызывают массовые музыкальные мероприятия.


ЗДАНИЕ «ГЭС-2»

Здание «ГЭС-2» — здание выведенной из эксплуатации электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной и прилегающая к нему территория.

Общая площадь: 2 га (150х150 м)

Площадь помещений «ГЭС-2»: около 36 000 м2

Пространства Дома культуры «ГЭС-2»:

– Резиденции для художников
– Библиотека
– Актовый зал
– Классы
– Ателье
– Выставочные пространства
– Магазины
– Ресторан
– 3 кафе
– Центр художественного производства «Своды»
– Парковка

В «ГЭС-2» 6 этажей: 4 надземных и 2 подземных.

Основной корпус состоит из 5 частей:

1. Фронтальная часть
Во фронтальной части здания, выходящей на набережную, располагается Площадь — один из основных входов в «ГЭС-2». Это место встречи, где посетители смогут узнать больше о программах Дома культуры «ГЭС-2». Над Площадью находится Библиотека.

2. Правый ризалит
В правом ризалите размещены творческие студии, предназначенные для российских и зарубежных художников, принимающих участие в программах резиденций «ГЭС-2».

3. Левый ризалит
В левом ризалите размещены ресторан и офисные помещения.

4. Основная часть
На 1-м уровне находится Проспект «ГЭС-2», по которому могут свободно перемещаться посетители. Проспект окружен пространствами для художественных и просветительских программ. К Проспекту примыкают кафе, Магазин и Актовый зал. На –1-м уровне расположены основные выставочные пространства.

5. Актовый зал
Актовый зал — трансформируемый киноконцертный зал с 10 конфигурациями сцены, рассчитанный на 420 человек. Он предназначен для лекций, театрализованных постановок, концертов и кинопоказов. Здесь же располагается кинотеатр «ГЭС-2 Кино».

Своды: 2 000 м2 Центр художественного производства «Своды» находится в отдельно стоящем здании XIX века, которое принадлежало известному фабриканту Ивану Смирнову. Сейчас здесь располагаются мастерские для профессионалов: столярная, слесарная, текстильная и керамическая, фотолаборатория, студии шелкографии и 3D-печати, студия звукои видеозаписи.

Роща На искусственном холме (эксплуатируемой кровле) со сложной системой полива высажены более 600 берез и 80 000 кустарников. Через Рощу проходит прогулочная тропа, по которой можно попасть на смотровую площадку Бельведер.

Двор
За зданием Дома культуры «ГЭС-2» расположен Двор — территория для самостоятельно организованного досуга. В теплое время года здесь проходят кинопоказы и концерты.

Парковка Под Двором и Рощей находится двухуровневая Парковка на 207машиномест с зарядными станциями для электромобилей.

Экологичность Здание претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). «ГЭС-2» активно использует возобновляемые источники энергии.

– На крыше установлены солнечные батареи, которые вырабатывают до 10 % потребляемой «ГЭС-2» электроэнергии.

– Трубы «ГЭС-2» высотой 70 метров используются для фильтрации воздуха.

– Парковка оснащена зарядными устройствами для электромобилей.

– В здании установлена система для сбора и очистки дождевой воды, которая используется для технических нужд.

 

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

РЕНЦО ПЬЯНО: Биография и основные работы
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: ТОП-10 впечатляющих примеров редевелопмента зданий
Heatherwick Studio завершила свой первый проект в Лондоне, соединив современный дизайн и здания XIX века РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Heatherwick Studio угольные склады XIX были преобразованы в современный торгово-развлекательный комплекс
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Многофункциональный комплекс 1000 Trees
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Самый масштабный редевелопмент в Европе. Лондонские промышленные газохранилища превратились в элитное жилье
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Центр современного искусства на месте заброшенной деревни. Редевелопмент от NEXT architects
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Деревянные панели и рисунок Razzle Dazzle. Креативная промышленная архитектура от Giovanni Vaccarini Architetti
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Многофункциональный комплекс Bricks Berlin Schoneberg
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Музей современного искусства Zeitz MOCAA
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Уникальная реконструкция: как кирпичное водохранилище XIX века превратилось в современную библиотеку
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: MAD Architects оживили традиционные дома в Китае с помощью футуристичных объемов
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Современный музей в здании бывшего автовокзала. JKMM Architects меняет городской ландшафт Хельсинки
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Видеолекция Энрико Гуаитоли Панини "Архитектура прошлого в будущем. Основные идеи реновации"
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕНОВАЦИЯ: Тепловая электростанция с лыжным склоном на крыше - архитектура будущего от Bjarke Ingels Group
 
© 2007 - 2022, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Хомяковой Н., Борис С., Сочалину О., Малицкому Г., Федорищевой Е., Кулагиной М..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
Телеграм-канал ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
Youtube-канал ARCHITIME.RU
Подборка конкурсов для архитекторов и диазйнеров - август 2022
Обзор программы для дизайнеров интерьера Planoplan / Arhist
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru