|
Дьебедо Франсис Кере стал первым африканцем, удостоенным Притцкеровской архитектурной премии |
|
||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
"В кризисном мире, где меняются ценности и поколения, Кере напоминает нам о том, что было и, несомненно, будет оставаться краеугольным камнем архитектурной практики: чувство общности и умение доносить свои идеи. <…> Его главная идея заключается в том, что архитектура может быть источником постоянного и прочного счастья и радости", - говорится в заявлении жюри Прицкеровской премии 2022. Также члены жюри отмечают, что Кере очень хорошо понимает, что архитектура - "не объект, а цель; не продукт, а процесс". Отличительной чертой всех его проектов является то, что они тесно связаны с сообществами, для которых создаются, с особенностями территорий, где живут люди, с их культурой. Каким же было становление архитектора в профессии? Для того чтобы начать учиться, Кере в возрасте семи лет пришлось покинуть родной город Гандо, где не было учебных заведений, и отправиться в другой город Буркина-Фасао - Тенкодого. Школа там представляла собой коробку из бетонных блоков без света и вентиляции. Уже тогда будущий архитектор задумался о том, как сделать школы лучше. После окончания школы в 1985 году Кере уехал в Берлин, где сначала получил профессию столяра, а потом в 1995 году поступил в Technische Universitat Berlin, который окончил в 2004 году со степенью в области архитектуры. Еще учась в университете, Кере реализовал свой первый архитектурный
проект - начальную школу в родном Гандо, строительство которой
завершилось в 2001 году. Главная проблема, которую стремился решить
архитектор - как наполнить интерьеры естественным светом и при этом
избежать перегрева здания. В результате бетонная крыша библиотеки
школы была залита вокруг сетки традиционных глиняных горшков, которые
после извлечения оставляли отверстия, позволяющие теплу выходить,
в то время как непрямые лучи солнечного света могли задерживаться
и освещать интерьеры. А большие окна на фасадах защищают жалюзи
из эвкалиптового дерева. И во всех своих дальнейших проектах Кере
с особенной тщательностью подходил к работе со светом и материалами.
Вспомним некоторые из них.
Как и многие здания Кере был построен местными рабочими с использованием местных материалов, включая глину, дерево и камень. Медицинский центр является адаптируемой структурой, которая включает в себя систему пассивной вентиляции, сбора и рециркуляции дождевой воды, солнечных батарей для обеспечения электроэнергией.
Здание состоит из девяти соединенных модулей, расположенных в форме
буквы С. Здесь размещены не только классные комнаты и административные
помещения, но и стоматологическая клиника. Для строительства также
использовался местный материал - камень латерит.
В основе этого павильона заложен образ священного дерева, вокруг
которого по западноафриканской традиции собирались люди для обмена
идеями, повествования историй, празднования или решения общественных
вопросов. У павильона изогнутые стены цвета индиго, а венчается
он перевернутым решетчатым навесом с отверстием в центре, предназначенным
для сбора дождевой воды.
Павильон
площадью 256 квадратных метров воспроизводит образ традиционной
тогуны - убежища, типичного для культуры догонов, распространенной
в странах Западной Африки, включая Мали и Буркино-Фасо. А для его
строительства использовались только те деревья, которые вырубались
в рамках профилактических работ по защите леса.
Три выступающие башни терракотового цвета по своей форме напоминают
термитники. Кампус был построен для некоммерческой организации Learning
Lions, которая предлагает молодым кенийцам бесплатное обучение информационным
и коммуникационным технологиям.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам: pritzkerprize.com, floornature.com, britannica.com, dw.com ----------------------------------------- Материал © ARCHITIME.RU КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU ----------------------------------------- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||