Название постройки: Стеклянный
дом / La Maison de verre
Авторы: Пьер Шаро, Бернар Бейвут,
Луи Дальбе / Pierre Chareau, Bernard Bijvoet, Louis Dalbet
Дата постройки: строительство 1928-1932 гг., реконструкция
2006-2007 гг.
Место нахождения: 31, улица
Сен-Гийом, Париж, Франция / 31 Rue Saint-Guillaume, 75007, Paris,
France
Maison de verre или "стеклянный дом" является
результатом совместной работы архитектора, дизайнера мебели Пьера Шаро,
архитектора Бернара Бейвута и мастера по металлу Луи Дальбе. Здание
было построено между 1928 и 1932 годами и является наложением характерных
черт модернизма, таких как ясность форм, видимость конструкций и коммуникаций,
индустриальные материалы и механизмы, на традиционные для ар-деко свойства,
такие как внимание к деталям, использование декора и экзотических пород
дерева, обработанных ремесленным способом. Самой узнаваемой частью дома
был фасад, сделанный из полупрозрачных стеклянных блоков - это был первый,
революционный шаг к полному преодолению стены. "Стеклянный дом"
является иконой своего времени, ключевым событием становления модернизма.
Maison de Verre (с французского переводится как "стеклянный дом")
был построен между 1928 и 1931 годами в Париже. Проектировали это здание
архитектор, дизайнер мебели и интерьеров Пьер Шаро (Pierre Chareau),
архитектор Бернар Бейвут (Bernard Bijvoet) и мастер по металлу Луи Дальбе
(Louis Dalbet). Ключевую роль в проектировании играл французский архитектор
и дизайнер Пьер Шаро. Именно осуществление проекта "стеклянного
дома" делает его знаменитым во Франции. В его работах прослеживается
переход от арт-деко к модернизму - он успешно сочетал эстетическую сторону
с функциональной, экзотическую древесину и декор с металлом и стеклом.
Шаро был более известен в Париже как дизайнер мебели, к тому же придавал
огромное значение деталям, поэтому часто "стеклянный дом"
с иронией описывают, как сложный предмет мебели.
Заказчиком "стеклянного дома" выступил известный доктор Жан
Дальзас (Jean Dalsace). Вместе с женой они в 1920-х приобретают особняк
XVIII века в укромном уголке богатого парижского района, на улице Сен-Гийом
(Saint-Guillaume), недалеко от Латинского квартала в Париже. Но к большому
огорчению новых владельцев пожилая дама на верхнем этаже категорически
отказалась продавать свою квартиру. Дальзас, не желая увязнуть в судебных
разбирательствах, снес только нижние три этажа, сохранив при этом оригинальный
верхний этаж для нового соседа. Так "стеклянный дом" был вписан
в контуры старого здания, что придало ему особый характер.
В проекте "стеклянного дома" заметна послевоенная одержимость
честностью материалов, видимостью конструкции, индустриальными атрибутами
и механизмами. Но дом является сложным сочетанием характерных черт модернизма
с элементами декора традиционного дома предшествующей эпохи, поэтому
его часто характеризуют как пример переходный от ар-деко к модернизму.
Самой узнаваемой и революционной на тот момент частью был стеклянный
фасад здания. Использование стального каркаса позволило дому иметь не
только свободную планировку, но заменить тяжелые, несущие стены фасада
на легковесные полупрозрачные стеклянные блоки. В то время еще никто
не был готов принять полностью прозрачные стены: полупрозрачность была
первым шагом к преодолению стены.
"Стеклянный дом" был спроектирован как семейный дом, но и
как кабинет-приемная известного в городе доктора. Так на первом этаже
располагалась комната, которую хозяин использовал для приема больных.
В течение рабочего дня специальный поворотный механизм скрывал лестницу,
которая вела в приватные пространства, но открывал ее вечером. Другие
механизированные компоненты включают специальную подвесную тележку из
кухни в столовую, скрывающаяся лестница из гостиной в спальню, сложноустроенные
ванные шкафы и прочая фурнитура. Пространственное разделение дома также
настраивается при помощи раздвижных, складных, вращающихся перегородок
из стекла, листового и перфорированного металла.
"Стеклянный дом" является иконой своего времени, ключевым
событием раннего модернизма. Известный историк архитектуры Деннис Шарп
(Dennis Sharp) назвал это здание "одним из уникальных строений
ХХ века". В своей книге "Архитектура ХХ века: Визуальная История"
он пишет: "Это здание - полностью механизированный сценарий, набор
сконструированных деталей для демонстрации современной жизни. Ранее
придуманное Паулем Шеербартом понятие "стеклянная архитектура"
находит свое полную реализацию в проекте Шаро и Бейвута. А их внимание
к деталям, осуществлённым в здании, захватывает дух. Растворение видимости
в полупрозрачных материалах, наложение метала и стекла, "свободное"
пространство, которое производит динамическое измерение дома - все это
делает дом произведением сюрреализма".
В середине 30-х "стеклянный дом" использовался как салон:
его регулярно посещали марксистские интеллектуалы, такие как Вальтер
Беньямин, а так же известные поэты и художники сюрреалисты, такие как
Луи Арагон, Поль Элюар, Жан Кокто, Ив Танги, Жоан Миро, Макс Жакоб.
Во время фашистской оккупации хозяин дома, Жан Дальзас, был вынужден
бежать из страны. В 2006 году дом был выкуплен у семьи Дальзас американским
коллекционером и историком архитектуры Робертом Рубином. Новый владелец
бережно восстановил шедевр архитектуры. Сейчас в дом можно попасть с
экскурсией по предварительной договоренности.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: archdaily.com, architectuul.com, yellowtrace.com.au,
catesthill.com, curbed.com