Название постройки: Скандинавский
павильон в Венеции / Nordic Pavilion in Venice
Автор / архитектор: Сверре
Фен / Sverre Fehn
Дата постройки: 1962 г.
Место нахождения: Сады Биеннале или Наполеоновские
сады, Кастелло, Венеция, Италия / Giardini della Biennale, Castello,
Venice, Italy
Стиль: брутализм
Для разработки Скандинавского павильона на Венецианском
Биеннале были приглашены Сверре Фен (Sverre Fehn) из Норвегии, Реима
и Раили Пиетиля (Reima and Raili Pietila) из Финляндии и Клас Аншельм
(Klas Anshelm) из Швеции. После того, как для осуществления был выбран
проект архитектора Сверра Фена, влиятельный шведский писатель и художественный
критик Готтард Йохансон (Gotthard Johansson) в 1959 году написал о нем:
"потрясающая простота [...], лишенная избытка архитектурных
обертонов будет отличным пространственным решением для объединения национального
триумвирата под одной, особенной крышей".
К этому моменту Сверре Фен был уже широко известен за рубежом благодаря
своему более раннему проекту Норвежского павильона на Брюссельской всемирной
выставке 1958 года. Но павильон в Венеции стал более важным для творческого
пути архитектора, так как ознаменовал в его работе переход от чистого
модернизма к контекстуальной и индивидуальной архитектуре.
Спустя 50 лет после осуществления в проекте Скандинавского павильона
обнаружат полноценное воплощение и отражение скандинавских архитектурных
традиций. Но если взглянуть внимательно, то становится ясно, что архитектор
изначально стремился создать нечто противоположное. Вместо тяжелых деревянных
балок он использует изящные бетонные ламели, вместо того, чтобы создать
типичное для Норвегии закрытое пространство, он удаляет две из четырех
ограждающих стен здания. Фен также обращается к местным материалам,
чтобы ухватить сущность контекста. С помощью точных сочетаний белого
бетона, белого песка и крошки белого итальянского мрамора он создает
новый поэтический смысл, отличный от контекстуального.
Сверре Фен не стремится в павильоне подражать скандинавским традициям.
Архитектор пытается переписать, а не транслировать несимволизируемое
в традиции: он создает лишь ощущение "скандинавской" архитектуры
в венецианских Садах Биеннале. Фен артикулирует свой метод как собирание
универсальных элементов в единый, консолидированный пространственный
жест. По его мнению, такое понимание универсальности сохраняет индивидуальность,
локальность архитектуры. Архитектор говорит, что "если бетон
можно найти и произвести почти везде, это совсем не значит, что способ
его существования должен быть одинаковым". Здание павильона
устанавливает прямые связи с контекстом Венеции, находится под влиянием
своего окружения, но одновременно предлагает тот другой, отдаленный,
скандинавский мир.
В павильоне Сверре Фен ведет диалог с природой Скандинавии, не совершая
при этом буквальных высказываний. Сетка ламелей крыши павильона могла
бы показаться монотонной, если бы ее не разрывала серия отверстий, через
которые прорастают три дерева (изначально их должно было быть семь).
Они прорывают землю и выходят наружу сквозь крышу павильона. Такие отношения
с природой обусловлены ее скандинавским характером. Сверре Фен говорит:
"Норвежская природа нетронута, что является по-настоящему важным.
Не думаю, что Норвегия была здесь особенно изобретательна - мы срубаем
деревья, чтобы насадить лужайки, сливы и тюльпаны вокруг домов... Это
прекрасно, но нельзя сказать, что очень оригинально. Мы не в Японии,
где весь ландшафт возделан, где для сообщения природе более сильной
экспрессии, можно отломить от дерева несколько веточек... Норвежская
природа более свирепа".
Во время своего путешествия по Италии, Сверре Фен остро ощутил различные
характеры пространства, которые не только природа, но и свет. Когда
он вернулся в Норвегию, он "начал осознавать особую природу скандинавского
света". В павильоне архитектор с помощью света стремится создать
особый характер. Изначально Фен хотел не более чем "создать
крышу для защиты живописи и скульптуры от солнечных лучей".
Для этого архитектор разработал специально двухслойные, бетонные рафшторы
- систему защиты от солнца. Она представляет собой ряд ламелей, каждая
метр в высоту и шесть сантиметров в ширину, которые одним пролетом перекрывают
все внутреннее пространство. В совокупности они превратили яркий, пьянящий,
горячий средиземноморский свет в постоянный, холодный, спокойный, "скандинавский".
Другими словами, Сверре Фен в Венеции создал особый "скандинавский
мир без теней".
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
по материалам archdaily.com и других открытых источников.