|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Белые ворота"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2020 год изменил многие привычные для нас вещи. Вот и международный фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" на этот раз состоялся не летом, а в начале осени - с 4 по 6 сентября. Но такой перенос сроков очень удачно вписался в концепцию "Архстояния 2020. Лень", ведь осень настраивает на философский лад и леность. Да и само место к этому располагает. "В самом названии Никола-Ленивец уже есть слово Лень. Исследования приводят нас к яркому эпизоду из истории деревни - к разгадке появления приставки "Ленивец". В период ливонских войн завоеватели заняли деревню без боя, после чего "обленились" и потеряли контроль над ситуацией, благодаря чему русскому войску удалось собраться с силами и выдворить врага прочь. Эта маленькая победа доказала, с одной стороны, дающее благо исконным хозяевам земли влияние Лени, с другой - ознаменовала особенный климат/энергетику места, которое и в настоящее время расцветает, аккумулируя современное искусство и архитектуру", - пишет куратор фестиваля Антон Кочуркин в своем эссе "Лень", подготовленном специально к "Архстоянию 2020". По его словам, понятие "лень" в Николо-Ленивце фундаментально еще и потому, что здесь все подчинено природе и ландшафту, энергии и силе места, и художники, работая на территории арт-парка, не ставят перед собой каких-то политических вызовов. Но в действительности без политики не обошлось даже
здесь.
Самым масштабным из новых арт-объектов стал "Красный лес", созданный художником Игорем Шелковским, который является одной из главных фигур неофициального советского искусства. В своем творчестве, будь то живопись или скульптура, он в основном следует традициям русского авангарда. "Красный лес" - это пешеходный мост через естественный овраг неподалеку от "Арки Бернаскони". Его длина почти 30 метров. Основная конструкция моста выполнена из перекрещивающихся деревянных балок шестиметровой длины, выкрашенных в яркий красный цвет. Конструкция контрастирует с окружающим ландшафтом в любое время года и тем самым символизирует исторические авангардные преобразования природы и жизни общества. Снизу мост поддерживает металлический каркас. Проект был создан при поддержке Музея AZ.
Продолжая эксперимент прошлого года, когда молчаливая архитектура раскрывалась за счет оперных постановок, каждый из новых арт-объектов "Архстояния 2020" стал декорацией для театрального действия. Режиссером всех трех постановок стал Юрий Квятовский, а композитором - Николай Попов. На фоне "Красного леса" был сыгран спектакль "Переходный период". Его герои - конь со знаменитого полотна Петрова-Водкина, рабочие-акробаты, заключенный в тюремной одежде, раненые солдаты с факелами в руках, музыканты - проходили друг за другом по мосту, характеризуя первые десятилетия Советской России. Выбор героев и эстетика спектакля вполне позволяют судить об отношении режиссера к этому периоду. Еще одна архитектурная новинка - "Дом-антресоль" Алексея Луки, лениво подпирающий край оврага, - создана из материалов, собранных в близлежащих деревнях. Его стены представляют собой мозаику из частей заборов, крыш, оконных рам и наличников. Тем не менее, это полноценный жилой дом, интерьер которого Алексей Лука планирует украсить необычной мебелью, напоминающей скульптуры, и произведениями современного искусства, в том числе своими. "Мне хотелось сделать конкретный проект под конкретный ландшафт. И концепция арт-объекта несколько раз менялась, так как менялась его локация. А название продиктовано тем, что антресоль - это то место, куда убираются самые лучшие вещи, которые через много лет находятся другими поколениями и используются ими. Эта связь поколений подчеркивается тем, что дом состоит из разных материалов разного времени", - рассказал автор.
"Дом-антресоль" стал декорацией для аудиоспектакля "Положительная динамика". Двое актеров лежали на крыльце и лишь лениво раскрывали рты. А аудиоряд, который состоял из звуков скрипящих половиц, стонов, храпов и записей германской и советской пропаганды, доносился из динамиков. И наконец, третий арт-объект - "Беседка" Ивана Горшкова - это нечто среднее между архитектурным сооружением и скульптурой. Расположена она неподалеку от "Скорой тропы" и как бы приглашает уставшего путника сделать привал и немного полениться. Конструкция выполнена из сварного железа, а ее формы напоминают мистические руины, населенные мифическими обитателями леса. Именно в "Беседке" проходили концерты группы
"Ритуалы привала", презентовавшей новый альбом "Леньсовет".
Пожалуй, самой ленивой инсталляцией из представленных на фестивале была работа театрального режиссера Элины Куликовой "Что я делаю, когда мне лень". В своих спектаклях она очень часто использует различные запахи, так как они вызывают у зрителя "неминуемое впечатление". Внутри здания "Удаленного офиса", построенного Александром Константиновым еще в 2010 году, Элина разместила различные растения и баночки с эфирными маслами, чьи ароматы дополнялись запахом свежего сена, которым были устланы оба этажа. "Но для меня самой лень пахнет едой, которую не нужно готовить, а можно заказать в два клика, лежа на диване", - призналась Элина.
Полениться можно было и, расположившись на соломенных креслах и пуфах неподалеку от "Стены сарая" Саны Бориевой. Здесь же можно было послушать записи "Гибридного архива" - спецпроекта "Архстояния" и радио "Культура", представляющего собой аудиозаписи рассказов о пятнадцатилетней истории фестиваля.
А вот инсталляция "Игра в корни" была уже интерактивной. Алгоритмы игр, в том числе традиционных славянских, были представлены на партитурах, но непосредственно на игровой площадке участники могли менять и самостоятельно додумывать правила. Здесь игра олицетворяла лень, как временное бегство от привычки и каждодневной рутины.
В перформансе Николая Голикова и Владимира Ермаченкова
"Симбионт" человек становился частью музыкального инструмента,
а его произвольные движения с помощью компьютера становились мелодией.
А в инсталляции Марии Левченко и Степана Владовского "Занавес!"
каждый человек, проходящий сквозь арт-объект, становился участником
действия. Кроме того, сам занавес автоматически открывался и закрывался
через определенные промежутки времени.
Концепция фестиваля ленд-арта и архитектуры "Архстояние"
отличается от всех других подобных мероприятий тем, что когда ты находишься
рядом с одним арт-объектом, ты не видишь другие. Пока ты переходишь
от одного объекта к другому, у тебя есть время осмыслить увиденное.
Но в последние годы организаторы взяли курс на раскрытие молчаливой
архитектуры с помощью различных перформансов и инсталляций. Порой впечатлений
так много, что их не успеваешь осмыслить. Так было и в этот раз, даже
несмотря на то, что главной темой являлась "Лень".
----------------------------------------- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||