Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Google+ подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

 
Finex
Конкурс для архитекторов и дизайнеров "Тренд-зона для селфи на выставке Ремонт Экспо"
КОМПАНИИ - ПАРТНЕРЫ
 
ОПРОС - НОЯБРЬ 2016
Оцените творчество
ЖАКА ЖЕРМЕНА СУФФЛО

Опрос на тему творчества  ЖАКА ЖЕРМЕНА СУФФЛО
 
ИЗУЧАЙТЕ ИСТОРИЮ АРХИТЕКТУРЫ НА ПОСТРОЙКАХ ВЕЛИКИХ АРХИТЕКТОРОВ
НА ARCHITIME.RU
ЛООС АДОЛЬФ (LOOS ADOLF)
АЛВАР ААЛТО (ALVAR AALTO)
АЛЬБЕРТ ШПЕЕР (ALBERT SPEER)
АЛЬДО ВАН ЭЙК (ALDO VAN EYCK)
АЛЬДО РОССИ (ALDO ROSSI)
АНТОНИО ГАУДИ (ANTONIO GAUDI)
АРАТА ИСОДЗАКИ (ARATA ISOZAKI)
БАЛЬТАЗАР НЕЙМАН (BALTAZAR NEUMANN)
БРУНО ТАУТ (BRUNO TAUT)
ВАЛЬТЕР ГРОПИУС (WALTER GROPIUS)
ВИКТОР ОРТА (VICTOR HORTA)
ГВАРИНО ГВАРИНИ (GUARINO GUARINI)
ГЕНРИ ГОБСОН РИЧАРДСОН (HENRY HOBSON RICHARDSON)
ГАЭТАНО ПЕШЕ (GAETANO PESCE)
ГОТФРИД БЕМ (GOTFRIED BEHM)
ГОТФРИД ЗЕМПЕР (GOTTFRID SEMPER)
ГРУППА АСИМПТОТА  (ASYMPTOTE)
ГРУППА МВРДВ (MVRDV)
ГУСТАВ ЭЙФЕЛЬ (GUSTAV ALEXANDRE EIFFEL)
ДАНИЭЛЬ ЛИБЕСКИНД (DANIEL LIBESKIND)
ДОНАТО БРАМАНТЕ (DONATO BRAMANTE)
ДЖЕЙМС СТЕРЛИНГ (JAMES STIRLING)
ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (GIOVANNI LORENZO BERNINI)
ДЖОН ВАНБРУ (JOHN VANBRUGH)
ДЖОН НЭШ (JOHN NASH)
ДЖОН РАССЕЛ ПОУП (JOHN RUSSEL POPE)
ДЖОЗЕФ ПЭКСТОН (JOSEF PAXTON)
ДЖУЗЕППЕ ТЕРРАНЬИ (GIUSEPPE TERRAGNI)
ЖАК ЖЕРМЕН СУФЛО (JACQUES GERMAIN SOUFFLOT)
ЖАН НУВЕЛЬ (JEAN NOUVEL)
ЗАХА ХАДИД (ZAHA HADID)
КАРЛО СКАРПА (CARLO SCARPA)
КАРЛ ФРИДРИХ ШИНКЕЛЬ (KARL FRIDRICH SCHINKEL)
КЕНЗО ТАНГЕ (KENZO TANGE)
КИОНОРИ КИКУТАКЕ (KIYONORI KIKUTAKE)
КИШО КУРОКАВА (KISHO KUROKAWA)
КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ (CLAUDE NICOLAS LEDOUX)
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (LE CORBUSIER)
ЛЕО ФОН КЛЕНЦЕ (LEO VON KLENZE)
ЛЕОН КРИЕ (LEON KRIER)
ЛУИС КАН (LOUIS KAHN)
ЛУИС БАРРАГАН (LOUIS BARRAGAN)
ЛУИС ГЕНРИ САЛЛИВАН (LUIS HENRY SULLIVAN)
ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ (LUDWIG MIES VAN DER ROHE)
МАЙКЛ ГРЕЙВС (MICHAEL GRAVES)
МАРИО БОТТА (MARIO BOTTA)
МАРИО БЕЛЛИНИ (MARIO BELLINI)
МАРСЕЛЬ ЛАЙОШ БРЕЙЕР (MARCEL LAIKO BREUER)
МАССИМИЛИАНО ФУКСАС (MASSIMILIANO FUKSAS)
МИНОРУ ЯМАСАКИ (MINORU YAMASAKI )
МОШЕ САФДИ (MOSHE SAFDIE)
НИКОЛАС ГРИМШО (NICHOLAS GRIMSHAW)
НИКОЛА ФРАНСУА МАНСАР (NICOLAS FRANCOIS MANSART)
НОРМАН ФОСТЕР (NORMAN FOSTER)
ОСКАР НИМЕЙЕР (OSCAR NIEMEYER)
ОТТО ВАГНЕР (OTTO WAGNER)
ПЕТЕР БЕРЕНС (PETER BEHRENS)
ПЕТЕР ШВЕГЕР (PETER SCHWEGER)
ПИТЕР И ЭЛИСОН СМИТСОН (PETER AND ALISON SMITHSON)
ПЬЕР ЛУИДЖИ НЕРВИ (PIER LUIGI NERVI)
ПЬЕР ФРАНСУА АНРИ ЛАБРУСТ (PIERRE FRANSOIS HENRI LABROUSTE)
РАФАЭЛЬ ВИНЬОЛИ (RAFAEL VINOLY)
РЕМ КОЛХАС (REM KOOLHAAS)
РЕНЦО ПЬЯНО (RENZO PIANO)
РИКАРДО БОФИЛЛ (RICARDO BOFILL)
РИЧАРД МЕЙЕР (RICHARD MEIER)
РИЧАРД РОДЖЕРС (RICHARD ROGERS)
РОБЕРТ АДАМ (ROBERT ADAM)
РОБЕРТ ВЕНТУРИ (ROBERT VENTURI)
РОН АРАД (RON ARAD)
САНТЬЯГО КАЛАТРАВА (SANTIAGO CALATRAVA)
СЕБАСТЬЯНО СЕРЛИО (SEBASTIANO SERLIO)
ТАДАО АНДО (TADAO ANDO)
ТОЙО ИТО (TOYO ITO )
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (THOMAS JEFFERSON)
ТОМ МЕЙН (THOM MAYNE)
ТОНИ ГАРНЬЕ (TONY GARNIER)
УИЛЬЯМ КЕНТ (WILLIAM KENT)
УОЛТЕР БЭРЛИ ГРИФФИН (WALTER BURLEY GRIFFIN)
ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ (FILIPPO BRUNELLESCHI)
ФИЛИП ДЖОНСОН (PHILIP JOHNSON)
ФИЛИП СТАРК (PHILIPPE STARCK)
ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР (FRIEDENSREICH HUNDERTWASSER)
ФРЭНК ГЕРИ (FRANK OWEN GEHRY)
ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ (FRANK LLOYD WRIGHT)
ХАНС ХОЛЛЯЙН (HANS HOLLEIN)
ХАНС КОЛЛХОФФ (HANS KOLLHOFF)
ХЕНДРИК ПЕТРУС БЕРЛАГЕ (HENDRIK PETRUS BERLAGE)
ЧАРЛЬЗ БУЛФИНЧ (CHARLES BULFINCH)
ЧАРЛЬЗ РЕННИ МАКИНТОШ (CHARLS MACKINTOSH)
ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ ЭШБИ (CHARLES ROBERT ASHBEE)
ШИГЕРУ БАН (SHIGERU BAN)
ЭДВАРД ДЬЮРЕЛЛ СТОУН (EDWARD DURELL STONE)
ЭЖЕН ЭММАНЮЭЛЬ ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК (EUGENE EMMANUEL VIOLLET-LE-DUC)
ЭКТОР ГИМАР (HECTOR GUIMARD)
ЭРИХ МЕНДЕЛЬСОН (ERICH MENDELSOHN)
ЭРО СААРИНЕН (EERO SAARINEN)
ЯКОПО (ТАТИ) САНСОВИНО (TATTI SANSOVINO)
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
об архитектурных конкурсах
и других событиях -
присоединяйтесь к нам
на
FACEBOOK




и ВКОНТАКТЕ
нажав "Подписаться на новости"


 



Словрь составлен по материалам: Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. Плужников В.И., 1995; Популярная художественная энциклопедия.
Под ред. В.М. Полевого, 1986;Архитектурные термины.
Иллюстрированный словарь, Партина А.С., 1994.

А
 
 
Абак (греч. Abax - доска) - верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Акант, аканф - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду) - водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий (греч. akrwthrion) - скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Алтарь (лат. - altaria, от altus - высокий) - жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем называют стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) - иконостасом.

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) -
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме.
2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль (франц. Ensemble - совокупность, стройное целое) - группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Антаблемент (франц. Entablement, от table - стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс (лат. Antefix, от ante - спереди и fixus - прикрепленный) - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Анты (лат. Antae) - выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название "храм в антах".

Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler - нанизывать на нитку) - ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos - свод) - расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка (от лат. Arcus - дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
Части арки:
- плинтус
- импост
- лоб арки
- пята арки
- замковый камень
- архивольт
Типы арок:
- килевидная
- коробовая
- многолопастная
- подковообразная
- ползучая
- полуциркульная
- стрельчатая
Арка триумфальная - монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).

Аркада (от франц. Arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. Arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Астрагал (от греч. Astragalos, букв. - шейный позвонок) - гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Аркбутан (франц. Arc-boutant) - наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга) - декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Архитектоника (от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитрав (от греч. Archi - главный и лат. Trabs - балка) - в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов - фасций.

Аттик (от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Атриум, атрий (лат. аtrium) - закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.
 
© 2007 - 2016, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 

Яндекс.Метрика Rambler's Top100